РН «Союз» эксплуатируется с 1966 года
(модификация «Союз-У» — с 1973). В настоящее время продолжает активно
использоваться и имеет характеристики, обеспечивающие надежное
выведение на орбиту современных космических аппаратов. По количеству
запусков и надежности является бесспорным мировым лидером среди
ракет-носителей среднего класса. Конструктивно РН «Союз-У» выполнена по схеме с
параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой
ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по
окончании его работы. Каждый из блоков ракеты-носителя снабжен
самостоятельной двигательной установкой, работающей на жидком
нетоксичном топливе (кислород, керосин). Первая ступень ракеты-носителя включает четыре
боковых блока конической формы, закрепленных в шаровых опорах
центрального блока. Конструктивно-компоновочная схема бокового блока
состоит из силового конуса, несущего конического бака окислителя,
межбакового отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков
перекиси водорода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека
специальной формы. В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается
автономный жидкостный ракетный двигатель однократного включения РД-118,
работающий на жидком кислороде и керосине и оснащенный четырьмя
маршевыми камерами и двумя рулевыми соплами. Для управления полетом на каждом боковом блоке с
внешней стороны, противоположной центральному блоку, на небольшом
пилоне установлен аэродинамический руль, выполненный в виде треугольного
крыла малого удлинения. Для привода руля имеется электрическая рулевая
машина. Двигатели боковых блоков работают в течение -118
секунд после старта, затем отключаются. Выключение происходит по
результатам сравнения текущего значения скорости с расчетным. После
отключения двигателей боковые блоки отделяются от центрального блока и
сбрасываются. Вторая ступень (центральный блок) состоит из
хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного
включения РД-117, содержащий четыре маршевых камеры и четыре рулевых
сопла, отсека бака перекиси водорода, в котором также установлен
тороидальный бак жидкого азота, отсека бака горючего, межбакового
отсека, отсека бака окислителя и приборного отсека. Запуск двигателей центрального и боковых блоков
производится на Земле. Это даёт возможность контролировать их работу в
переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска
отменять пуск ракеты, что обеспечивает повышение безопасности
эксплуатации. Управление полетом по трем осям осуществляется с
помощью четырех рулевых камер двигателя РД-117. Номинальное время
работы двигателя центрального блока составляет -280 - 290 секунд. Разделение второй и третьей ступеней происходит по «горячей схеме». Третья ступень (блок «И»), состоящая из
переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и
двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с
помощью ферменной конструкции. Блок «И» снабжен двигательной установкой, состоящей
из четырехкамерного двигателя однократного включения и четырех
поворотных рулевых сопел, используемых для управления полетом по трем
осям. Маршевый двигатель третьей ступени включается примерно за две
секунды до отключения центрального блока. Газы, истекающие из сопел двигателя третьей
ступени, непосредственно отделяют ступень от центрального блока. Время
работы двигателя третьей ступени составляет -230 секунд. После
отключения двигателя и отделения космического аппарата (или четвертой
ступени с космическим аппаратом) третья ступень выполняет маневр увода
путем открытия дренажного клапана в баке горючего.
Энергетические возможности ракет-носителей "Союз-У"(при использовании головного обтекателя диаметром 3,3 м) Космодром | Наклонение (градус) | Средняя высота круговой орбиты (км) | Выводимая масса полезного груза (кг) | Плесецк | 62,8 | 220 | 6700 | 67,1 | 190 | 6640 | 81,4 | 200 | 6200 | Байконур | 51,6 | 200 | 6950 | 64,9 | 190 | 6660 | 70,4 | 200 | 6590 |
Основные характеристики ракеты-носителя «Союз-У»
Параметр | Значение | Количество ступеней | 3 | Стартовая масса, т | 313 | Стартовая масса (без космической головной части), т | -297 | Сухая масса (с головным обтекателем), т | 24,2 | Стартовая тяга, кН | 4063 | Длина (без космической головной части), м | 36,5 | Наибольший поперечный размер, м | 10,3 | Размеры головного обтекателя: | | длина (в зависимости от типа КА), м | 7,31 - 10,14 | диаметр цилиндрической части (в зависимости от типа КА), м | 2,7 - 3,3 | Система управления | аналоговая | Точность выведения: | | по высоте, км | до 10 | по периоду обращения, с | до 6 | по углу наклонения орбиты, угловых минут | до 2 | Первая ступень (боковые блоки, блоки «Б», «В», «Г», «Д») | Количество блоков | 4 | Масса заправленного блока (стартовая масса), т | 43,4 | Сухая масса, т | 3,80 | Длина блока, м | 19,8 | Наибольший поперечный размер, м | 3,82 | Объем топливных баков (горючее /окислитель), дм3 | 14017 / 24921 | Компоненты топлива: | | горючее | керосин | окислитель | жидкий кислород | Вспомогательные компоненты: | | для привода ТНА | перекись водорода | для наддува баков | азот | Двигатель | РД-118 (по одному на каждом из четырех блоков) | Продолжительность работы ступени, с | -118 | Вторая ступень (центральный блок, блок «А») | Количество блоков | 1 | Масса заправленного блока (стартовая масса), т | 99,5 | Сухая масса,т | 6,55 | Длина блока, м | 27,1 | Наибольший поперечный размер, м | 2,95 | Объем топливных баков (горючее / окислитель), дм3 | 32350 / 57441 | Компоненты топлива: | | горючее | керосин | окислитель | жидкий кислород | Вспомогательные компоненты: | | для привода THA | перекись водорода | для наддува баков | азот | Двигатель | РД-117 | Продолжительность работы ступени, с | -280 | Третья ступень (блок «И») | Количество блоков | 1 | Масса заправленного блока (стартовая масса), т | 25,3 | Сухая масса,т | 2,71 | Длина блока, м | 6,7 | Наибольший поперечный размер, м | 2,5 | Объем топливных баков (горючее / окислитель), дм3 | 9860/ 14380 | Компоненты топлива: | | горючее | керосин | окислитель | жидкий кислород | Двигатель | РД-0110 | Продолжительность работы ступени, с | -240 |
|
|