ЖРД 11Д33
| Первый
отечественный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с дожиганием
газогенераторного газа в камере сгорания позволил при применении
основных компонентов получить удельный импульс в пустоте
до 340 кгс с/кг.
При создании этого ЖРД впервые были разработаны: пневмогидравлическая
схема двигателя, обеспечивающая его надежное включение в
условиях космического пространства после длительного пребывания
в условиях невесомости; газогенератор, который при минимальной
массе и габаритах обеспечивает переход жидкого кислорода
в газообразный с температурой 350-450° при равномерном поле
температур; надежно охлаждаемая камера сгорания с высокой
степенью расширения газа в сопле.
Первоначальная раскрутка турбонасосного агрегата (ТНА) -
пиротехническая.
Двигатель крепится в кардановом подвесе с углом поворота
до 3°, управление по крену с помощью поворотных рулевых
сопел, работающих на восстанавительном газогенераторном
газе. Камера сгорания изготовлена из титанового сплава.
До настоящего времени двигатель используется в блоке Л РН
"Молния".
Тяга двигателя в пустоте, тс 6,8
Компоненты топлива: окислитель - кислород горючее - керосин Т-1
|
ЖРД 11Д58М
| Двигатель
многократного запуска в условия невесомости при длительном
нахождении в космическом пространстве.
Разработан на базе двигателя 11Д33 путем улучшения его характеристик.
Двигатель имеет более теплонапряженную камеру сгорания,
поэтому в качестве горючего применен РГ-1.
При выведении тяжелых КА в качестве горючего может использоваться
синтин без изменения конструкции двигателя.
Для обеспечения многократного запуска в состав двигателя
входит блок многократного запуска, емкости которого заправлены
пусковым горючим.
Использование бустерных насосных агрегатов на выходе из
баков горючего и окислителя позволило облегчить конструкцию
баков, а применение системы регулирования соотношения компонентов
топлива с температурной коррекцией позволяет поддерживать
постоянное массовое соотношение компонентов вместо объемного,
как это делается на других двигателях.
Двигатель 11Д58М успешно эксплуатируется до настоящего времени.
Двигатель выполнен по схеме с дожиганием в камере генераторного газа после турбины.
Рп = 85 кН (8,67 т.с.)
t = 680 сек. в составе разгонного блока ДМ.
Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород.
Оценка надежности - 0,9984.
|
|