Космическая техника СССР - России Пятница, 26.04.2024, 14:02

Главная » 2012 » Июнь » 25 » «Науку» отправят в космос
«Науку» отправят в космос
Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ), получивший имя «Наука», еще один «кирпичик» в строительстве российского сегмента Международной космической станции. Размер модуля сравним с небольшим домом: 13 метров в длину, 5 – в ширину. Пока он еще на Земле – в космическом центре имени М.В.Хруничева, а его полная копия-тренажер – в Центре подготовки космонавтов. Вскоре модуль «Наука» займет свое место на орбите.

Снаружи он будто большая бочка. Внутри - тесно и жарко. Однако на Земле от этого объекта и не требуется особого комфорта. Главное - его функциональность в космосе. 30 тонн, 13 метров в длину и 5 – в ширину. Именно таков МЛМ – многофункциональный лабораторный модуль. Он создается на базе функционально-грузового блока, поэтому так похож внешне на модуль «Заря», с которого и начиналось строительство орбитальной станции. Вскоре, этот модуль буквально нашпигуют научной аппаратурой. За свою начинку ему и дали имя «Наука».

Сейчас, когда ещё ведутся работы, в модуле перемещаться достаточно тяжело и очень жарко, но когда МЛМ окажется на орбите, космонавты будут буквально летать, причем в этом узком коридоре. Все же запанельное пространство заполнят научным оборудованием и аппаратурой. Примечательно, что в научном модуле нашли место и для космического отдыха: наверху разместят каюту для отдыха космонавтов.

Чтобы отправить на орбиту один модуль, на земле их создают пять. Штатный – так называемый летный экземпляр, два для испытаний: динамических и электрических, четвертый – дублер летной конструкции и пятый - тренажер для космонавтов.

Внутри тренажера все как на летном модуле. Главное для космонавтов освоиться, запомнить где и какое оборудование. Навыки, усвоенные на земле, залог успешной работы в космосе.

Сейчас космонавт-испытатель Роскосмоса Сергей Рязанский готовится к своему первому полету на станцию. Ему предстоит принять этот научный модуль на орбите. Но первым делом, надо изучить будущий дом на земле.

«Это было бы счастье, если бы он пришел в нашу экспедицию. Это самое интересное, когда есть что делать, когда много аппаратуры, много выходов для космонавта. Это тоже счастье - принять его, привести в строй. Это было бы здорово», - говорит Сергей Рязанский.

Лабораторный модуль станет новой площадкой для российской науки. Как отмечают космонавты, на орбите для больших экспериментов места маловато. С «Наукой» появится больше пространства и возможностей для опытов. Дополнительный иллюминатор для наблюдения Земли. И абсолютно новая шлюзовая камера, которая позволит работать за пределами станции, без выходов в открытый космос. Рука-манипулятор будет доставать груз с платформы и ставить его на штатное место с внешней стороны станции.

«Это здорово, когда российский сегмент прирастает таким модулем. Здесь у нас груз, здесь у нас точка. Мы можем какие-то грузы, материалы экспонировать наружу, и делать это независимо от выходов в открытый космос», - объясняет Сергей Рязанский.

МЛМ станет новым причалом для стыковки космических кораблей, а его двигатели смогут корректировать орбиту станции и маневрировать при опасном сближении с космическим мусором и метеоритами.

Телестудия Роскосмоса