Космическая техника СССР - России Понедельник, 04.11.2024, 05:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта


Категории раздела


Мини-чат

Наш опрос

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Функционально-грузовой блок «Заря»

ФГБ "Заря"
«Заря» была запущена 20 ноября 1998 года на ракете-носителе «Протон-К» с космодрома Байконур. Стартовая масса составляла 20,2646 тонн. Через 15 дней после успешного запуска к «Заре» в рамках полёта шаттла «Индевор» STS-88 был присоединён первый американский модуль «Юнити». В течение трёх выходов в открытый космос «Юнити» был подключён к системам электропитания и коммуникации «Зари», смонтировано внешнее оборудование.

В функции ФГБ «Заря» входило:

  • поддержание орбиты и управление ори­ентацией МКС на стадиях автономного поле­та модуля и полета связки «Заря» + Unity;
  • управление ориентацией МКС до сты­ковки со Служебным модулем (СМ);
  • «мягкая» стыковка с модулем Unity с по­мощью манипулятора шаттла;
  • активная стыковка связки «Заря» + Unity с СМ;
  • стыковка к боковому стыковочному аг­регату ССВП модуля «Заря» кораблей типа «Союз ТМА», «Прогресс М» и - М1;
  • электроснабжение МКС на начальном этапе сборки, в т.ч. питание кораблей типа «Союз ТМА», «Прогресс М» и - М1 на боковом стыковочном агрегате модуля «Заря»;
  • прием, хранение и выдача топлива в со­ставе объединенной пневмогидравлической системы, включающей СМ и транспортные корабли «Прогресс М» и - М1, пристыкован­ные к СМ. Прием топлива из «Прогрессов М» и - М1 на боковом стыковочном агрегате ССВП модуля «Заря»;
  • частичное поддержание функций жизне­обеспечения;
  • хранение расходуемых материалов.

Модуль «Заря» был создан на базе ФГБ Транспортного корабля снабжения (ТКС). Конструктивно-компоновочная схема моду­ля была выбрана на основе опыта создания ТКС и модулей станции «Мир».

«Заря» имеет длину 12.99 м, максималь­ный диаметр - 4.10 м, объем герметичного корпуса - 71.5 м3 (самый большой модуль станции «Мир» - «Природа» - имел объем только 65 м3). Стартовая масса «Зари» на ор­бите после отделения от РН - 20040 кг. Мас­са топлива в баках модуля - 3800 кг. Дли­тельность функционирования «Зари» на ор­бите составит не менее 15 лет. Для выведе­ния модуля на орбиту использовалась РН «Протон-К».

Модуль «Заря» состоит из приборно-герметичного отсека (ПГО) и герметичного адаптера (ГА), разделенных днищем с люком диаметром 800 мм.

Герметичный объем ПГО составляет 64.5 м3. Объем для хранения грузов в ПГО - 6.7 м3. ПГО функционально разделен на три отсека: ПГО-2 - это коническая секция ФГБ, ПГО-3 - примыкающая к ГА цилиндрическая секция, ПГО-1 - цилиндрическая секция между ПГО-2 и ПГО-3. Поверхность гермокорпуса закры­та панелями микрометеоритной защиты, а поверх нее - экранно-вакуумной теплоизо­ляцией. К гермокорпусу ПГО приварены змеевики системы обеспечения темпера­турного режима (СОТР).

По оси ПГО со стороны конического днища установлен активный гибридный стыковоч­ный агрегат системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП-М). Первым после гибрид­ного стыковочного узла «Зари» идет ПГО-2, состоящий из конического днища и коничес­кой обечайки, соединенных шпангоутом диа­метром 4.1 м. Здесь размещаются в основ­ном приборы и агрегаты системы станцион­ного борта. На полу конического днища ПГО сразу за переходным люком расположен пост управления модулем, аппаратура систе­мы управления бортовым комплексом и ап­паратура телеоператорного режима стыков­ки модуля - ТОРУ. Дальше под панелями пола и стен в районе конической обечайки распо­ложены зоны хранения оборудования.

За ПГО-2 идет цилиндрический ПГО-1. Здесь размещаются главным образом при­боры и агрегаты систем служебного борта. Под полом ПГО-1 размещены шесть буфер­ных никель-кадмиевых батарей, которые ос­таются на весь срок работы модуля в соста­ве МКС. Обе стены ПГО-1 образованы съем­ными панелями. За ними установлены слу­жебные системы.

Вслед за ПГО-1 идет ПГО-3, образован­ный цилиндрической обечайкой того же диа­метра, что и ПГО-1 (2.9 м), и заканчиваю­щийся сферическим днищем. Под панелями потолка и стен ПГО-3 расположены зоны хранения оборудования и материалов. По бокам ПГО-3 имеются две цилиндрические ниши, в которых установлены приводы сис­темы ориентации солнечных батарей Б16, На приводах снаружи установлены две склад­ные ориентируемые солнечные батареи.

На внешней поверхности ПГО располага­ются блоки двигательной установки модуля. Два блока двигателей коррекции и сближе­ния (ДКС) установлены на стыке конической и цилиндрической обечаек. Два блока с дви­гателями   причаливания   и  стабилизации (ДПС) и точной стабилизации (ДТС) установ­лены попарно на стыке конической и цилин­дрической обечаек ПГО.

Снаружи ПГО стоят также 16 топливных баков; баллоны с гелием; панели радиацион­ного теплообменника СОТР; солнечные и ин­фракрасные датчики системы управления движением и другие приборы, используе­мые для управления движением модуля; ан­тенны командной радиолинии, телеметриче­ского контроля, командно-измерительной системы, радиотехнической системы сты­ковки «Курс» и телеоператорного режима уп­равления (ТОРУ).

Герметичный адаптер (ГА) служит для раз­мещения оборудования, обеспечивающего механическую стыковку с элементами МКС, а также комплекта антенн для пассивной стыковки. Снаружи ГА установлен узел за­хвата для обеспечения стыковки с манипуля­тором шаттла. Объем ГА составляет 7.0 м3. Он состоит из сферической и конической секций. Большим диаметром конической секции ГА крепится к ПГО-3.

Внутри ГА размещена аппаратура служеб­ных и станционных систем. Через люк между ГА и ПГО проходит быстроразъемный возду­ховод системы вентиляции модуля.

Снаружи ГА установлены два стыковочных узла: осевой - пассивный андрогинный пе­риферийный агрегат АПАС, нижний - пас­сивный агрегат ССВП. Сверху ГА планирова­лось установить еще один пассивный ССВП, однако после изменения проекта на его мес­те была приварена сферическая крышка. Также снаружи ГА стоят два блока двигате­лей ДПС, блок компрессоров для перекачки топлива в баки, антенны, стыковочные ми­шени, устройства и панели для фиксирова­ния интерфейсных кабелей передачи элект­роэнергии, команд и данных, средства фик­сации космонавтов, гнездо PDGF для уста­новки канадского дистанционного манипу­лятора, научное оборудование.

С целью повышения надежности програм­мы МКС в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева на собственные средства велось изготовление модуля-дублера ФГБ-2. В случае неудачного запуска «Зари» этот модуль мог быть подго­товлен к выведению на орбиту и запущен в течение года.

  1. пассивный андрогинный периферийный агрегат стыковки АПАС;
  2. антенны системы «Курс»;
  3. герметичный адаптер;
  4. блок двигателей ДПС;
  5. стыковочно-такелажный узел ERGF для захвата американским манипулятором;
  6. насос для перекачки компонентов топлива;
  7. топливные баки;
  8. антенны системы «Курс»;
  9. антенны командной радиолинии «Компарус»;
  10. блоки двигателей ДКС;
  11. приборно-грузовой отсек;
  1. активный гибридный стыковочный агрегат ССВП-М;
  2. антенны системы «Курс»;
  3. пост управления модулем;
  4. блок дьигателей ДПС и ДТС;
  5. блоки двигателей ДКС;
  6. датчики ориентации на Землю;
  7. антенны командной радиолинии «Компарус»;
  8. топливные баки;
  9. панель солнечной батареи;
  10. антенны системы «Курс»;
  11. пассивный стыковочный агрегат ССВП

http://www.gctc.ru/main.php?id=322

Компоновка

Модуль «Заря» состоит из приборно-герметичного отсека (ПГО) и герметичного адаптера (ГА), разделенных днищем с люком диаметром 800 мм.

ПГО предназначен для размещения оборудования служебных систем, связанных с выполнением функций управления, систем обеспечения стыковки с элементами МКС, систем жизнеобеспечения, электроснабжения и научного оборудования.

Герметичный объем ПГО составляет 64.5 м3. Внутреннее пространство ПГО разделено на две зоны: приборную и жилую. В приборной зоне размещены блоки бортовых систем. Жилая зона предназначена для работы экипажа. В ней находятся элементы систем контроля и управления бортовым комплексом, а также аварийного оповещения и предупреждения. Приборная зона отделена от жилой зоны панелями интерьера. Объем для хранения грузов в ПГО – 6.7 м3. ПГО функционально разделен на три отсека: ПГО-2 – это коническая секция ФГБ, ПГО-3 – примыкающая к ГА цилиндрическая секция , ПГО-1 – цилиндрическая секция между ПГО-2 и ПГО-3.


1 – Активный стыковочный агрегат гибридный (АСА-Г); 2 – солнечный датчик Б-12 (4 шт); 3 – антенна системы «Курс-А» раскрывающаяся (АС-ВКА); 4 – двигатели причаливания и стабилизации ДПС (11Д458) №№ 5-6, 15-17 и двигатели точной стабилизации ДТС (17Д58Э) №№29-30, 33-34; 5 – двигатели коррекции и стыковки ДКС (11Д442) №38; 6 – панель солнечной батареи; 7 – бак окислителя низкого давления №2 (БНДО2); 8 – бак горючего высокого давления (БВДГ); 9 – антенна №7 радиотелеметрической системы БР-9ЦУ-8 (АД-18-7); 10 – антенна системы «Компарус» №2 (А1-798А-2); 11 – антенна №2 системы «Курс-А» раскрывающаяся (АКР-ВКА); 12 – бак горючего высокого давления №4 (ТБГ4) запасной; 13 – бак окислителя высокого давления №2 (ТБО2) запасной; 14 – привод солнечной батареи; 15 – телевизионная антенна (АД-17-1); 16 – антенна системы ТОРУ (АМ-1) раскрывающаяся; 17 – защитный экран; 18 – мишени; 19 – телевизионная камера (А3); 20 – стыковочная мишень; 21 – стыковочно-такелажный узел (EFGF); 22 – антенна ТОРУ; 23 – солнечный датчик Б-12 (4 шт); 24 – агрегат стыковки периферийный пассивный (АСП-П); 25 – антенна системы «Курс-П» (2АР-ВКА) раскрывающаяся; 26 – антенна системы «Курс-П» (АР-ВКА) раскрывающаяся; 27 – агрегат стыковки пассивный боковой (АСП-Б); 28 – блок двигателей ДПС (11Д458) №№9-11, 39-40; 29 – телевизионная камера (А2); 30 – антенна системы «Курс-П» (4АО-ВКА) неподвижная; 31 – антенна №4 системы «Курс-А» (АКР-ВКА) неподвижная; 32 – телевизионная антенна (АД-17-2); 34 – бак окислителя высокого давления №1 (ТБО1) запасной; 33 – бак горючего высокого давления №3 (ТБГ3) запасной; 35 – бак окислителя низкого давления №1 (БНДО1); 36 – бак горючего низкого давления №3 (БНДГ3); 37 – антенна системы «Компарус» №1 (А1-798А-1); 38 – антенна №8 радиотелеметрической системы БР-9ЦУ-8 (АД-18-8); 39 – прибор ориентации на Землю (ПОЗ) 4 шт.; 40 – антенна системы «Сириус» (АМ-67-1); 41 – антенна системы измерения текущих навигационных параметров 38Г6 (АС-11) 2 шт; 42 – двигатель коррекции и сближения ДКС (11Д442) №37; 43 – антенна системы «Курс-А» (2АСФ1М-ВКА) раскрывающаяся; 44 – антенна системы «Курс-А» (2АО-ВКА №1) раскрывающаяся; 45 – панели «Компласт»; 46 – ДПС (11Д458) №№ 7-8, 18-20 и ДТС (17Д58Э) №№31-32, 35-36; 47 – поручень, установлен Дж.Россом и Д.Ньюманом; 48 – антенна системы «Сириус» (АМ-67-2); 49 – антенна №5 радиотелеметрической системы БР-9ЦУ-8 (АД-18-5); 50 – бак горючего низкого давления №1 (БНДГ1); 51 – бак окислителя низкого давления №3 (БНДО3); 52 – бак горючего высокого давления №1 (ТБГ1) запасной; 53 – бак окислителя высокого давления №3 (ТБО3) запасной; 54 – насос компонентов топлива; 55 – антенна №3 системы «Курс-А» раскрывающаяся (АКР-ВКА); 56 – блок двигателей ДПС (11Д458) №№12-14, 41-42; 57 – антенна системы «Курс-П» 4АО-ВКА неподвижная; 58 – панель радиаторов; 59 – бак окислителя высокого давления №4 (ТБО4) запасной; 60 – бак горючего высокого давления №2 (ТБГ2) запасной; 61 – бак окислителя низкого давления (БНДО); 62 – бак горючего низкого давления №2 (БНДГ2); 63 – антенна №6 радиотелеметрической системы БР-9ЦУ-8 (АД-18-6); 64 – антенна №1 системы «Курс-А» раскрывающаяся (АКР-ВКА); 65 – телевизионная антенна (А1).

Основой конструкции всех отсеков является единый сварной герметичный корпус. Внутри гермокорпуса установлен каркас интерьера, на котором размещено оборудование, в состав которого входят блоки служебных систем и систем, обеспечивающих работу модуля «Заря» в составе МКС, как связующего элемента между российским и американским сегментами станции. Герметичный корпус – сварной, выполнен из алюминиево-магниевого сплава АМг-6М.

Сферическое днище ПГО имеет кольцевое утолщение для установки ГА. Заднее коническое днище снабжено посадочным местом для установки стыковочного агрегата. К гермокорпусу ПГО приварены змеевики системы обеспечения теплового режима (СОТР).

Внутри герметичного корпуса установлен каркас интерьера. На нем размещено оборудование, для работы которого необходимы герметичные условия. В состав этого оборудования входят блоки служебных систем и научной аппаратуры.

Первым после гибридного стыковочного узла «Зари» идет ПГО-2, состоящий из конического днища и конической обечайки, соединенных шпангоутом диаметром 4100 мм. Здесь размещаются в основном приборы и агрегаты системы станционного борта. На «полу» конического днища ПГО сразу за переходным люком расположен пост управления модулем с рабочим местом оператора, аппаратура системы управления бортовым комплексом (СУБК) и аппаратура телеоператорного режима стыковки модуля (ТОРУ). Дальше под панелями «пола» и «стен» в районе конической обечайки расположены зоны хранения оборудования.

За ПГО-2 идет цилиндрический ПГО-1. Главным образом здесь размещаются приборы и агрегаты систем служебного борта. Под «полом» ПГО-1 размещены шесть буферных электрохимических батарей, которые остаются на весь срок работы модуля в составе МКС. Обе стены ПГО-1 образованы съемными панелями. За ними установлены служебные системы.

После ПГО-1 идет ПГО-3, образованный цилиндрической обечайкой того же диаметра, что и ПГО-1 (2900 мм), и заканчивающийся сферическим днищем. По бокам ПГО-3 имеются две цилиндрические ниши, в которых установлены приводы Б16 системы ориентации солнечных батарей. Под панелями «потолка» и «стен» ПГО-3 расположены зоны хранения оборудования и материалов.

На внешней поверхности ПГО располагаются блоки двигательной установки модуля. Два блока двигателей коррекции и сближения (ДКС) 11Д442 установлены на стыке конической и цилиндрической обечаек. Два блока с двигателями причаливания и стабилизации (ДПС) 11Д458 и точной стабилизации (ДТС) 17Д58Э установлены попарно на стыке конической и цилиндрической обечаек ПГО. На приводах Б16 ПГО-3 установлены две складные ориентируемые солнечные батареи.

Также снаружи ПГО установлены 16 топливных баков; баллоны с гелием; панели радиационного теплообменника СОТР; солнечные и инфракрасные датчики системы управления движением и другие приборы, используемые для управления движением модуля; антенны командной радиолинии, телеметрического контроля, командно-измерительной системы, радиотехнической системы стыковки «Курс» и телеоператорного режима управления ТОРУ.

По оси модуля со стороны конического днища установлен активный гибридный стыковочный агрегат системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП-М). Поверхность гермокорпуса ПГО закрыта панелями микрометеоритной защиты, а поверх нее – экранно-вакуумной теплоизоляцией.

Герметичный адаптер (ГА) служит для размещения оборудования, обеспечивающего механическую стыковку с элементами МКС, а также комплекта антенн для пассивной стыковки. Снаружи ГА установлен узел захвата EDGF для обеспечения стыковки с манипулятором шаттла. Объем ГА составляет 7.0 м3. Он состоит из сферической и конической секций. Большим диаметром конической секции ГА крепится к ПГО-3.

Внутри ГА размещена аппаратура служебных и станционных систем. Через люк между ГА и ПГО проходит быстроразъемный воздуховод системы вентиляции модуля.

Снаружи ГА установлены два стыковочных узла: осевой пассивный андрогинный периферийный агрегат АСПП и нижний пассивный агрегат ССВП. Первоначально сверху ГА планировалось установить еще один пассивный ССВП, однако проект был изменен и на его месте была приварена сферическая крышка. Снаружи ГА стоят два блока двигателей ДПС 11Д458, блок компрессоров для перекачки топлива в баки, антенны, стыковочные мишени, устройства и панели для фиксирования интерфейсных кабелей передачи электроэнергии, команд и данных, средства фиксации космонавтов, такелажный узел PDGF для установки канадского дистанционного манипулятора, научное оборудование.

При разработке ФГБ большое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности полета, в частности разработке микрометеоритной защиты (ММЗ). Модули для орбитальной станции «Мир», которые явились прототипом для ФГБ, были рассчитаны на срок службы до 5 лет. На этот срок для них проектировалась и защита, к которой предъявлялись и иные технические требования. Для выполнения требований по непробою в течение 15 лет, определенных документом SSP 50094, требовалась радикально новая защита. В то же время было определено, что ФГБ создается с учетом максимального заимствования разработанных ранее агрегатов и систем изделий, успешно прошедших натурные испытания, а также существующего задела по ним. Для создания новой защиты и проведения связанных с этим проверок и испытаний потребовались значительные дополнительные затраты на поиск новых конструктивных решений.

Разработанные типы защиты при заданных характеристиках по массе оказались легче защиты с применением высокопрочных тканей типа некстел и кевлар, используемых в американских конструкциях, и значительно дешевле их. Характеристики ММЗ ФГБ и американского Лабораторного модуля приведены в таблице. Конструктивные особенности ФГБ, а также оптимизация защиты по массе привели к разнообразию типов зон защиты. Накопленный опыт по ММЗ будет использован при создании остальных модулей.

Характеристики микрометеоритной защиты

ФГБ и американского Лабораторного модуля

Модуль
Площадь поверхности, м2
Масса оболочки модуля, кг
Удельная масса оболочки, кг/м2
Масса экрана, кг
Удельная масса экрана, кг/м2
Общая масса экрана/оболочки, кг
Общая удельная масса, кг/м2
ФГБ
176.6 
1423
8.1 
1389
7.89 
2812
15.9
US LAB
133.9 
1735
13.0 
1346
10.1 
3081
23.0

При старте модуль «Заря» закрыт головным обтекателем. В его конструкции использован углепластик, из-за чего внешне он выглядит черным.

Основные системы «Зари»

В состав модуля входит 31 бортовая система, включающая около 3000 блоков, предназначенных для выполнения основных функций по управлению движением, управлению бортовым комплексом, обмену информацией между бортом и Землей, а также для выполнения задач в составе МКС.

Модуль «Заря» функционально разделен на служебный борт и станционный борт. Системы служебного борта установлены на унифицированной конструкции ПГО-1 и служат для обеспечения функционирования модуля на участке автономного полета и его сближения со Служебным модулем. Станционный борт включает в себя унифицированные для всех модулей 77-й серии служебные системы, обеспечивающие функционирование модуля в составе МКС, а также научное оборудование и доставляемые грузы. Служебные системы расположены в основном в ПГО-2.

В состав служебного борта «Зари» входят:

• система управления движением (СУД);

• двигательная установка (ДУ);

• система подачи и перекачки топлива (СПиПТ);

• система управления бортовым комплексом (СУБК);

• система внутреннего освещения (СВО);

• командно-измерительная система (КИС) «Компарус АЗ»;

• радиотелеметрическая система БР-9ЦУ-8;

• радиотелеметрическая система «Сириус-4»;

• система электроснабжения (СЭС);

• система обеспечения теплового режима (СОТР);

• система пожарообнаружения и пожаротушения (СПоПТ);

• активная радиотехническая система сближения и стыковки «Курс-А»;

• система измерений текущих навигационных параметров 38Г6 (СИТНП).

Системы станционного борта предназначены для обеспечения работы ФГБ в составе МКС. В состав станционного борта входят:

• система стыковки (СС);

• система интеграции и сопряжения (СИС);

• система обеспечения газового состава (СОГС);

• система телевидения (СТ);

• система телефонной связи (СТС);

• аппаратура сбора сообщений (АСС);

• бортовая вычислительная система (БВС);

• оборудование телеоператорного режима управления (ТОРУ) сближением и причаливанием;

• пассивная радиотехническая система сближения и стыковки «Курс-П».

Система управления предназначена для управления движением центра масс и относительного центра масс, управления двигательной установкой и пиросредствами. На этапе выведения СУД выдает команды на сброс головного обтекателя и раскрытие антенн. В ходе автономного полета модуля до стыковки с СМ СУД обеспечивает ориентацию и стабилизацию «Зари», выполнение программных разворотов, проведение корректирующих импульсов, проведение сближения и стыковки со Служебным модулем.

ДУ является исполнительным органом СУД. В ее состав входят три типа двигателей: двигатели коррекции и сближения (ДКС), двигатели причаливания и стабилизации (ДПС) и двигатели точной стабилизации (ДТС).

В качестве ДКС используются два ЖРД 11Д442 многократного включения. Система подачи компонентов топлива – турбонасосная, имеет два режима работы: режим тяги и режим перекачки. С помощью этих двигателей осуществляется коррекция орбиты ФГБ на этапе автономного полета. Система подачи обеспечивает также перекачку топлива из баков с низким давлением в баки с высоким давлением. Каждый из ДКС имеет номинальную тягу 417±16 кгс.

В качестве ДПС используются 24 жидкостных реактивных двигателя 11Д458 многократного включения с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Эти двигатели предназначены для стабилизации ФГБ. Каждый из ДПС имеет номинальную тягу 40±2.0 кгс.

Точная стабилизация ФГБ, необходимая при стыковке с шаттлами и СМ, обеспечивается с помощью 16 жидкостных реактивных двигателей типа 17Д58Э многократного включения с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Каждый из ДТС имеет номинальную тягу 1.36±0.06 кгс (3 фунта).

Все двигатели «Зари» используют обычное для российских космических аппаратов топливо: горючее – несимметричный диметилгидразин, окислитель – четырехокись азота, ингибированная 0.3% NO.
ü 2 декабря 1998 г. NASA подписало дополнения в контракт с хьюстонским филиалом компании The Boeing Co., предусматривающие дополнительные работы по техническому обеспечению программы МКС, предстартовой подготовке изготовленных компонентов и комплексным многоэлементным испытаниям. Работы будут проводиться на предприятиях The Boeing Co. в городах Хантингтон-Бич, Канога-Парк, Хантсвилл, Орландо, Хьюстон и на предприятии Honeywell Inc. в Глендейле (Аризона). С учетом этих дополнений сумма головного контракта по МКС, который был выдан в 1995 г. фирме Boeing Information, Space and Defense Systems (контракт NAS15-10000), увеличилась на 163.477 млн $ и достигла 7.1 млрд $. – С.Г.

ІІІ

ü 8 декабря объявлено об образовании на бывшей авиабазе Моффетт-Филд в Калифорнии Исследовательского комплекса имени Эймса. Цель создания этого технопарка, тесно связанного с близлежащим Исследовательским центром имени Эймса NASA, – проведение совместно с государственными структурами, учебными заведениями, частными фирмами и бесприбыльными организациями НИОКР в сфере астробиологии, аэрокосмической техники и информационных технологий. Основной структурой в составе комплекса будет Калифорнийский аэрокосмический центр, создаваемый совместно с правительствами городов Маунтин-Вью и Саннивейл. Комплекс будет располагаться на земельном участке площадью 800 га, находящемся в собственности федерального правительства. – С.Г.

Топливная система предназначена для хранения компонентов топлива и подачи их к двигателям. Топливная система включает в себя две подсистемы: низкого давления и высокого давления. Подсистема низкого давления предназначена для хранения компонентов топлива и подачи их к двигателям большой тяги (ДКС). Подсистема высокого давления предназначена для хранения компонентов топлива и подачи их к двигателям малой тяги – ДПС и ДТС.

Горючее и окислитель хранятся в 16 топливных баках (по восемь баков для каждого компонента). В пяти баках горючее и в пяти баках окислитель находятся под высоким давлением, в остальных – под низким.

Все баки вмещают в себя 6100 кг топлива. ФГБ запускается с частично заправленными баками, содержащими не более 3800 кг топлива. Дозаправка баков на орбите осуществляется от грузовых кораблей снабжения через гидравлические разъемы в стыковочных агрегатах. Такие разъемы имеются на нижнем стыковочном узле, который находится на ГА, а также на осевом стыковочном узле в передней части ПГО. Количество циклов дозаправки баков – до 30.

СУБК объединяет бортовые системы модуля в единый информационно-логический комплекс и обеспечивает их функционирование в соответствии с принятой логикой управления.

Командно-измерительная система «Компарус АЗ» предназначена для приемов массивов командно-программной информации и разовых команд управления, выдаваемых средствами наземного комплекса управления, а также для радиоконтроля параметров орбиты.

Радиотелеметрическая система «Сириус-4» осуществляет опрос некоторых датчиков с большой частотой и передачу их показаний на наземные средства по радиоканалу.

Система измерения текущих навигационных параметров предназначена для радиоизмерений параметров орбиты и используется в качестве дублирующей при проведении наиболее ответственных динамических операций.

Система электроснабжения (СЭС) обеспечивает генерирование, аккумулирование и распределение электроэнергии для питания ФГБ и модулей МКС. На начальном этапе сборки МКС СЭС обеспечивает током всех потребителей на ФГБ и модулях американского сегмента, а на более поздних этапах – прием части электрической энергии от американского сегмента и Служебного модуля и передачу ее на российский сегмент. Гарантированная среднесуточная мощность электроснабжения напряжением 28 В – 3 кВт, мощность электроснабжения американского сегмента – до 2 кВт.

Первичным источником энергии на ФГБ являются две панели солнечных батарей (СБ). Площадь фотоэлектрических преобразователей на каждой из них составляет 28 м2 (7 м в длину и 4 м в ширину), размах СБ – 24.4 м. Фотоэлектрические ячейки защищены с обеих сторон прозрачным покрытием из стекла и лицевой поверхностью обращены в одну сторону. 90% солнечной энергии улавливается поверхностью батарей, обращенной к Солнцу, и 10% – обратной стороной, что дает возможность использовать солнечный свет, отраженный от Земли.

Механизм раскрытия СБ позволяет производить их складывание и повторное раскрытие. В случае отказа электропривода панели СБ могут быть раскрыты или сложены вручную экипажем во время выхода в открытый космос.

Шесть никель-кадмиевых буферных батарей служат вторичными источниками энергии. Они заряжаются на освещенной Солнцем части витка от СБ и отдают свой заряд на теневой части витка.

СОТР поддерживает в заданном диапазоне температуру корпуса, топлива, приборов, осуществляет вентиляцию модуля. Для отвода тепла в СОТР используются радиационные теплообменники, установленные снаружи ПГО.

Система обеспечения жизнедеятельности обеспечивает контроль атмосферы ФГБ.

Радиотехническая система стыковки «Курс» предназначена для измерения параметров относительного движения «Зари» и других элементов МКС в процессе их сближения вплоть до механического контакта при стыковке. Информацию «Курса» использует СУД на заключительном этапе сближения. Система состоит из активной и пассивной систем. Активная система обеспечивает поиск на начальном этапе сближения, определение реального положения, радиальной дальности и скорости сближения объектов на всех этапах стыковки и выдачи информации для расчета траектории сближения в систему управления ФГБ. Пассивная система предназначена для ретрансляции сигналов активной системы в процессе стыковки ФГБ, установленной на других объектах.

Система стыковки обеспечивает жесткое механическое соединение с элементами МКС, соединение электрокоммуникаций и топливных магистралей. ФГБ оснащен тремя стыковочными агрегатами:

• активный гибридный стыковочный агрегат ССВП-М установлен на переднем торцевом шпангоуте ПГО и используется для стыковки со Служебным модулем. ССВП-М оснащен кольцом с четырьмя лепестками для обеспечения, в случае необходимости, стыковки с ICM;

• на заднем торцевом шпангоуте ГА имеется пассивный андрогинный периферийный агрегат стыковки (АПАС), предназначенный для стыковки с американским герметичным адаптером РМА-1, через который ФГБ будет соединен с модулем Unity (Node 1);

• на ГА находится также пассивный стыковочный агрегат ССВП (типа «конус»). Он установлен перпендикулярно продольной оси ФГБ и предназначен для стыковки с пилотируемыми и грузовыми кораблями и со Стыковочно-складским модулем (MCC).

Система регулирования давления позволяет осуществлять контроль герметичности жилого отсека и стыка и выравнивать давление между герметичным отсеком «Зари» и пристыковаными к ней другими элементами МКС. В ее состав входят датчики давления, расположенные в герметичном отсеке модуля, и агрегаты регулирования давления.

Аппаратура телефонно-телеграфной связи дает возможность осуществлять двустороннюю связь экипажа, находящегося в модуле, с Землей, внутреннюю связь космонавтов между собой и ретрансляцию телефонного сигнала из других модулей МКС в «Зарю».

Система телевидения предназначена для обмена телесигналами между элементами российского и американского сегментов и передачи телевизионной информации на Землю.

Система наружного и внутреннего освещения обеспечивает обозначение габаритов модуля с целью обнаружения ФГБ и визуального контроля его положения при выполнении операций стыковки и равномерное освещение отсеков при работе экипажа.

Система пожарообнаружения и пожаротушения предназначена для обнаружения пожарной ситуации и тушения возникших пожаров.

На борту модуля имеется оборудование американского или совместного производст

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz