Космическая техника СССР - России Вторник, 10.12.2024, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта


Категории раздела


Мини-чат

Наш опрос

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Рулевой двигатель РД0110Р (14Д24). Ракета-носитель "Союз-2-1в"


Назначение
Рулевой двигатель РД0110Р (14Д24) разработан на базе серийного маршевого двигателя 11Д55 и предназначен для использования в составе блока первой ступени РН легкого класса "Союз-2-1в". Двигатель обеспечивает управление полетом РН по каналам тангажа, рысканья и крена за счет отклонения всех четырех камер на угол ± 450, наддув бака "О" за счет подогрева гелия в теплообменнике и наддув бака "Г" смесью генераторного газа и гелия после смесителя двигателя и создает дополнительную тягу ДУ 1-й ступени РН 23,5 тс.
Основные параметры
Тяга в пустоте, тс (кН)
тяга у Земли, тс (кН) 
27,03 (265,1)
23,5 (230,5)
Удельный импульс тяги, кгс·с/кг (м/с)
у Земли
в пустоте


      259,4 (2544,7)
    298,4
(2924,3)
Давление в камере, кгс/см² (МПа) 67,5 (6,6)
Время работы в полете, с 210
Компоненты топлива:
окислитель,
горючее
жидкий кислород
керосин
Масса двигателя с силовым кольцом хвостового отсека РН, кг 850
Габариты двигателя, мм
высота
диаметр (max)

1910
2675
Начало разработки, год 2010


Двигатели РД-107/108
Двигатель РД-107
Двигатель РД-108
Разработка двигателей для первой межконтинентальной баллистической боевой ракеты Р-7 и семейства космических РН «Восток», «Восход», «Молния»,«Союз» началась в 1954 году. Разработка таких четырехкамерных кислородно-керосиновых двигателей с рулевыми камерами для управления полетом ракеты потребовали решения ряда сложных научно-технических проблем.

Эти двигатели обеспечили успешный полет первой межконтинентальной баллистической ракеты в августе 1957 года, запуск первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года, полет первого человека в космос в апреле 1961 года.

С помощью двигателей РД-107 и РД-108 разработки НПО Энергомаш до настоящего времени надежно обеспечивается выполнение отечественной программы пилотируемых полетов.

К настоящему времени были проведены работы по модернизации базовых двигателей РД-107 для первой ступени (основные модернизации – двигатели 8Д74, 8Д728, 11Д511 и 14Д22) и двигателей РД-108 для второй ступени (основные модернизации – двигатели 8Д75, 8Д727, 11Д512 и 14Д21): всего 18 модификаций для различных программ.

Серийное производство этих двигателей осуществляется на серийном заводе в Самаре под авторским надзором Приволжского филиала НПО Энергомаш.

 

Основные параметры базовых двигателей семейства  РД-107 и РД-108


Жидкостной ракетный двигатель с открытой схемой

Топливо: кислород + керосин

Модификации двигателя

РД-107

РД-108

РД-107А
(14Д22)

РД-108А
(14Д21)

Тяга, земная / пустотная, тс

83 / 102

76 / 96

85,6 / 104

80,8 / 94

Удельный импульс, земной / пустотный, сек

256 / 313

248 / 315

263,3 /320,2

257,7 /320,6

Давление в камере сгорания, кгс/см2

60

52

61,2

55,5

Масса, сухая / залитая, кг

1190 / 1300

1278 / 1402

1090 / 1156

1075 / 1151

Габариты, высота / диаметр, мм

2865 / 1850

2578 / 1850

2578 / 1850

2865 / 1950

Период разработки

1954-1959

1954-1959

1993-2001

1993-2001

Назначение

РН "Восток"

РН "Восток"

РН "Союз"

РН "Союз"

 

Работы по проведению модификациям 14Д21 и 14Д22 были начаты в инициативном порядке в 1986 году. Эскизный проект выполнен в 1993 году. Основой модификации была новая конструкция смесительной головки, увеличение удельного импульса. Первый огневые испытания проведены в 1999 г. (3 двигателя – 20 огневых испытаний). Всего было изготовлено 23 доводочных двигателя и проведено 163 огневых испытаний. Первый пуск космического корабля «Прогресс» был успешно выполнен в мае 2001г., первый пилотируемый полет – в октябре 2002 г.

В настоящее время ведутся работы по внедрению системы химического зажигания вместо пиротехнического.

Проведено 12 огневых испытаний на 2 двигателях с химическим зажиганием (14Д21ХЗ и 14Д22ХЗ), полная готовность к проведению сертификации и летных испытаний новой модификации двигателей.

 


Двигатель РД-253
Двигатель РД-253

Разработка двигателя РД-253 началась в 1961 году. Он стал самым мощным однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г. С появлением РД-253 совершен качественный скачок в освоении высокого уровня давления и достижении высоких значений удельного импульса тяги. Двигатель РД-253 оказался одним из самых надежных отечественных ракетных двигателей.

Шесть ЖРД РД-253 надежно работали в составе первой ступени РН «Протон», обеспечивая успешные полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс» и других, а также орбитальных космических станций «Салют» и «Мир», тяжелых спутников связи.

Серийное производство этих двигателей осуществляется на серийном заводе в Перми под авторским надзором Камского филиала НПО Энергомаш.

 


Основные параметры семейства двигателя РД-253


Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа

Топливо - азотный тетроксид + НДМГ 

 

Модификации двигателя

РД-253

РД-275
(14Д14)

14Д14М

Тяга, земная / пустотная,тс
150 / 166
162 / 178
170,4 / 186,8

Удельный импульс, земной / пустотный, сек

285 / 316
287 / 316
288 / 315,8

Давление в камере сгорания, кгс/см2

150
160
168,5

Масса, сухая / залитая, кг

1080 / 1260
1 070 / -
1070 / -

Габариты, высота / диаметр, мм

3000 / 1500
3 050 / 1 500
3050 / 1500

Период разработки

1962 - 1966
1987 - 1993
2001 – 2005

Назначение

РН "Протон"

РН "Протон"

РН "Протон"

Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987-1993 гг. Новой модификации был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995г.

Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М - форсированной на 5,2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг.

В 2002 ¸ 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 сек.

В период с 14 апреля по 15 июня 2005г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя.

 Первый запуск РН «Протон-М» с двигателями РД-275М (14Д14М) состоялся 7 июля 2007г.

Двигатели РД-170/171
Двигатель РД-170
Двигатель РД-171

Разработка двигателей РД-170 и РД-171 для первых ступеней РН «Энергия» и РН «Зенит» соответственно началась в 1976 году. Их разработка стала качественно новым шагом в создании ЖРД. Самый мощный в мире четырехкамерный ЖРД обладает наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работает на экологически чистых компонентах топлива: жидкий кислород и керосин. Двигатель для РН «Энергия» предназначен для многоразового использования и аттестован для 10-кратного использования. Один из экземпляров двигателя был испытан на огневом стенде до 20 раз. Двигатель характеризуется высокой надежностью функционирования, ремонто- и контролепригодностью и имеет большой запас по ресурсу (не менее 5). Управление вектором тяги двигателя осуществляется благодаря созданию уникального сильфонного узла качания камер, работающего в зоне высокотемпературного газового потока. Двигатели прошли около 900 огневых испытаний с общей наработкой свыше 100000 сек.

Первый запуск РН «Зенит» с двигателем РД-171 был осуществлен в апреле 1985 г. В 1987г и 1988г состоялись запуски РН «Энергия» с двигателями РД-170. С 1999 г. эксплуатация двигателей РД-171 продолжается и в составе РН «Зенит 3 SL » по программе «Морской старт».

 


 
  

Основные параметры семейства двигателей РД-170/171  

 

Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа

Топливо - кислород + керосин

Модификации двигателя

 
РД -170
РД-171
РД-171М
Тяга, земная / пустотная, тс
740 / 806
740 / 806
740 / 806
Удельный импульс, земной / пустотный, сек
309 / 337
309 / 337
309,5 / 337,2
Давление в камере сгорания, кгс/см2
250
250
250
Масса, сухая / залитая, кг
9750 / 10750
9500 / 10500
10295 / 11295*
Габариты, высота / диаметр, мм
4000 / 3800
4015 / 3565
4015/ 3565
Период разработки
1976-1988
1976 – 1986
1992 – 1996
2003 - 2004
Назначение
РН "Энергия"
РН "Зенит"
РН "Зенит"

* с учетом масс донного экрана, теплообменника, систем приводов автоматики, датчиков, кабельной сети телеметрии и контроля температур


Базовый двигатель РД-170/171 был разработан в 1976-1986гг. В 1992-1996 гг. велись работы над форсированным вариантом двигателя РД-171 (к 1996г были испытаны 28 двигателей). На 6 двигателях усовершенствованной конструкции было наработано 5500 сек, причем на одном двигателе наработка составила 1590 сек.

Работы по модернизации двигателя РД-171 для использования в программе «Морской старт» были продолжены в 2003-2004 гг. Сертификация двигателя РД-171М завершена 5 июля 2004 г – на сертификационном двигателе проведено 8 испытаний продолжительностью 1093,6 сек, причем последнее испытание (сверх плана) – на режиме 105%. Первый товарный двигатель РД-171М поставлен в Украину 25 марта 2004г после проведения КТИ продолжительностью 140 сек.

Серийное производство двигателя РД-171М осуществляется на заводе НПО ЭНЕРГОМАШ в Химках.

Эксплуатация двигателей РД-171М осуществляется в программах «Морской старт», «Наземный старт» и ФКП России.

Двигатели РД-120
Двигатель РД-120

Разработка двигателей РД-120 для второй ступени РН «Зенит» началась в 1976 году. Этот однокамерный двигатель создавался по схеме с дожиганием окислительного газа и с учетом большой степени расширения обладает высокой величиной удельного импульса тяги – 350 сек в пустоте. Управление полетом ракеты осуществляется за счет использования на второй ступени автономного четырехкамерного рулевого двигателя разработки КБ «Южное». Двигатель имеет высокий уровень надежности – не ниже 0,992, каждый экземпляр двигателя проходит ресурсное контрольно-технологическое огневое испытание с последующей поставкой заказчику без переборки, при этом гарантированный ресурс двигателя – не менее пяти рабочих ресурсов сверх штатного. Первый полет РН «Зенит» с двигателем РД-120 состоялся в апреле 1985 г. 

Экспериментальная разработка двигателей РД-120 проводилась в НПО Энергомаш, включая их производство до 1982 г., а серийное производство двигателей РД-120 осуществляется в ПО «Южмашзавод» в Днепропетровске, Украина.

  

 


Основные параметры семейства двигателя РД-120

Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа

Топливо  кислород + керосин 

Модификации двигателя

РД-120
РД-120 форсированный
РД-120К
Тяга, земная / пустотная, тс
- / 85
- / 93
80 / 87
Удельный импульс, земной / пустотный, сек
- / 350
- / 350
304,4 / 330
Давление в камере сгорания, кгс/см2
166
181,6
179,8
Масса, сухая / залитая, кг
1125 / 1285
1125 / 1285
1080
Габариты, высота / диаметр, мм
3872 / 1954
3872 / 1954
2435 / 1400
Период разработки
1976 - 1985
2001 - 2003
1986 -
Назначение
РН "Зенит"
РН "Зенит 3 SL"
перспективная РН

 

Значительные запасы работоспособности основных агрегатов и двигателя в целом позволили создать на его основе форсированную на 10% по тяге модификацию с обеспечением уровня тяги 93 тс и с гарантийным запасом еще в 5% и довести его ресурс по времени работы одного двигателя до 4260 сек, а по числу включений – до 19, что позволяет рассматривать двигатель РД-120 и как основу для создания многоразового двигателя. Эти работы по модернизации двигателя были выполнены в 2001-2003 гг. 4 двигателя прошли 28 огневых испытаний с наработкой 8135 сек. Первый пуск РН Зенит с форсированным двигателем РД-120 по программе «Морской старт» успешно выполнен в июне 2003г. Форсированные двигатели РД-120 эксплуатируются в программах «Морской старт», «Наземный старт» и ФКП России.

Также спроектирована земная модификация двигателя РД-120 (с коротким соплом), которая предназначается для первых ступеней перспективных РН. Было проведено 2 огневых испытания одного двигателя. Однокамерный двигатель с коротким соплом имеет 2 (или 4) рулевые камеры для управления полетом ракеты.

 



Двигатели РД-180
Двигатель РД-180

В начале 1996г проект двигателя РД-180 НПО Энергомаш был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для модернизированной РН «Атлас» американской  компании Локхид Мартин. Это двухкамерный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа, с управлением вектором тяги благодаря качания каждой камеры в двух плоскостях, с возможностью обеспечения глубокого дросселирования тяги двигателя в полете. Данная конструкция базируется на хорошо проверенных конструкциях узлов и элементов двигателей РД-170/171. Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка – на малом количестве материальной части. Подписав контракт на разработку двигателя летом 1996г, уже в ноябре 1996г было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997г – огневое испытание штатного двигателя. В 1997-1998 гг успешно проведена серия огневых испытаний двигателя в составе ступени РН в США. Весной 1999г завершена сертификация двигателя для использования в составе РН «Атлас 3». Первый запуск РН «Атлас 3» с двигателем РД-180 состоялся в мае 2000г. Летом 2001г была завершена сертификация двигателя для использования в составе РН «Атлас 5». Первый полет РН «Атлас 5» с двигателем РД-180 состоялся в августе 2002г.

 

 

 

 

 

Основные параметры двигателя РД-180

Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа

Топливо кислород + керосин

Модификации двигателя

РД-180
Тяга, земная / пустотная, тс
390,2 / 423,4
Удельный импульс, земной / пустотный, сек
311,9 / 338,4
Давление в камере сгорания, кгс/см2
261,7
Масса, сухая / залитая, кг
5480 / 5950
Габариты, высота / диаметр, мм
3600 / 3200
Период разработки
1994-1999
Назначение
Для первой ступени
РН "Атлас III" и "Атлас V"
Локхид Мартин (США)

 

Компания Локхид Мартин заявила о намерении заказать не менее 101 двигателя РД-180 для использования в составе РН «Атлас 3» и «Атлас 5». Маркетингом и реализацией данного двигателя заказчику – компании Локхид Мартин – занимается совместное предприятие РД АМРОСС, созданное НПО Энергомаш и Пратт-Уитни (США). В США поставлено свыше 50 серийных двигателей РД-180 (на июнь 2011 г), выполнено 32 запуска (на июнь 2011г) РН «Атлас 3» и «Атлас 5» с двигателями РД-180 на первой ступени.


Двигатели РД-191
Двигатель РД-191

Разработка двигателя РД-191 началась в конце 1998 г. Этот двигатель с дожиганием окислительного газа предназначен для семейства отечественных РН «Ангара» и «Байкал». Конструкция этого двигателя также основана на конструкции двигателей РД-170/171. Двигатель РД-191 представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным ТНА. В течение 1999 г. была выпущена конструкторская документация, в 2000 г. начата автономная отработка агрегатов двигателя РД-191, завершена подготовка производства. В мае 2001г собран первый доводочный двигатель РД-191. Первое огневое испытание двигателя РД-191 проведено в июле 2001г.

 

 

 

 


 

 

 

 



Основные параметры двигателя РД-191

Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа

Топливо  кислород + керосин

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz