Разработка
двигателей для первой межконтинентальной баллистической боевой ракеты
Р-7 и семейства космических РН «Восток», «Восход», «Молния»,«Союз»
началась в 1954 году. Разработка таких четырехкамерных
кислородно-керосиновых двигателей с рулевыми камерами для управления
полетом ракеты потребовали решения ряда сложных научно-технических
проблем.
Эти
двигатели обеспечили успешный полет первой межконтинентальной
баллистической ракеты в августе 1957 года, запуск первого искусственного
спутника Земли в октябре 1957 года, полет первого человека в космос в
апреле 1961 года.
Основные параметры базовых двигателей семейства РД-107 и РД-108
Топливо: кислород + керосин
Работы
по проведению модификациям 14Д21 и 14Д22 были начаты в инициативном
порядке в 1986 году. Эскизный проект выполнен в 1993 году. Основой
модификации была новая конструкция смесительной головки, увеличение
удельного импульса. Первый огневые испытания проведены в 1999 г.
(3 двигателя – 20 огневых испытаний). Всего было изготовлено 23
доводочных двигателя и проведено 163 огневых испытаний. Первый пуск
космического корабля «Прогресс» был успешно выполнен в мае 2001г.,
первый пилотируемый полет – в октябре 2002 г. Проведено 12 огневых испытаний на 2 двигателях с химическим зажиганием (14Д21ХЗ и 14Д22ХЗ), полная готовность к проведению сертификации и летных испытаний новой модификации двигателей.
|
Двигатель РД-253
Разработка
двигателя РД-253 началась в 1961 году. Он стал самым мощным
однокамерным ЖРД, работающем на высококипящих компонентах топлива.
Двигатель выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа. Первый
запуск РН «Протон» с двигателями РД-253 состоялся в июле 1965 г.
С появлением РД-253 совершен качественный скачок в освоении высокого
уровня давления и достижении высоких значений удельного импульса тяги.
Двигатель РД-253 оказался одним из самых надежных отечественных ракетных
двигателей.
Топливо - азотный тетроксид + НДМГ
Работы по модификации двигателя РД-253 проводились в 1987-1993 гг. Новой модификации был присвоен индекс РД-275 (14Д14). Тяга двигателя была увеличена на 7,7% благодаря увеличению давления в камере сгорания, что позволяет увеличить массу полезного груза на 600 кг. Первый запуск РН «Протон» с двигателями РД-275 состоялся в октябре 1995г. Камский филиал в 2001 году приступил к разработке и доводке двигателя 14Д14М - форсированной на 5,2% по тяге модификации серийного двигателя РД-275. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту, еще на 150 кг. В 2002 ¸ 2003 годах проводился выпуск конструкторской и технологической документации на двигатель 14Д14М (РД-275М), проведены 4 огневых испытания 3-х доводочных двигателей 14Д14М с наработкой 735 сек. В период с 14 апреля по 15 июня 2005г была успешно выполнена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М. Началось серийное производство новой модификации двигателя. Первый запуск РН «Протон-М» с двигателями РД-275М (14Д14М) состоялся 7 июля 2007г. |
Двигатели РД-170/171
Разработка
двигателей РД-170 и РД-171 для первых ступеней РН «Энергия» и РН
«Зенит» соответственно началась в 1976 году. Их разработка стала
качественно новым шагом в создании ЖРД. Самый мощный в мире
четырехкамерный ЖРД обладает наивысшим уровнем параметров и
характеристик для двигателей данного класса, работает на экологически
чистых компонентах топлива: жидкий кислород и керосин. Двигатель для РН
«Энергия» предназначен для многоразового использования и аттестован для
10-кратного использования. Один из экземпляров двигателя был испытан на
огневом стенде до 20 раз. Двигатель характеризуется высокой надежностью
функционирования, ремонто- и контролепригодностью и имеет большой запас
по ресурсу (не менее 5). Управление вектором тяги двигателя
осуществляется благодаря созданию уникального сильфонного узла качания
камер, работающего в зоне высокотемпературного газового потока.
Двигатели прошли около 900 огневых испытаний с общей наработкой свыше
100000 сек.
Основные параметры семейства двигателей РД-170/171
Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа Топливо - кислород + керосин
* с учетом масс донного экрана, теплообменника, систем приводов автоматики, датчиков, кабельной сети телеметрии и контроля температур Базовый двигатель РД-170/171 был разработан в 1976-1986гг. В 1992-1996 гг. велись работы над форсированным вариантом двигателя РД-171 (к 1996г были испытаны 28 двигателей). На 6 двигателях усовершенствованной конструкции было наработано 5500 сек, причем на одном двигателе наработка составила 1590 сек. Работы по модернизации двигателя РД-171 для использования в программе «Морской старт» были продолжены в 2003-2004 гг. Сертификация двигателя РД-171М завершена 5 июля 2004 г – на сертификационном двигателе проведено 8 испытаний продолжительностью 1093,6 сек, причем последнее испытание (сверх плана) – на режиме 105%. Первый товарный двигатель РД-171М поставлен в Украину 25 марта 2004г после проведения КТИ продолжительностью 140 сек. Серийное производство двигателя РД-171М осуществляется на заводе НПО ЭНЕРГОМАШ в Химках. Эксплуатация двигателей РД-171М осуществляется в программах «Морской старт», «Наземный старт» и ФКП России. |
Двигатели РД-120
Разработка двигателей РД-120 для второй ступени РН «Зенит» началась в 1976 году. Этот однокамерный двигатель создавался по схеме с дожиганием окислительного газа и с учетом большой степени расширения обладает высокой величиной удельного импульса тяги – 350 сек в пустоте. Управление полетом ракеты осуществляется за счет использования на второй ступени автономного четырехкамерного рулевого двигателя разработки КБ «Южное». Двигатель имеет высокий уровень надежности – не ниже 0,992, каждый экземпляр двигателя проходит ресурсное контрольно-технологическое огневое испытание с последующей поставкой заказчику без переборки, при этом гарантированный ресурс двигателя – не менее пяти рабочих ресурсов сверх штатного. Первый полет РН «Зенит» с двигателем РД-120 состоялся в апреле 1985 г. Экспериментальная разработка двигателей РД-120 проводилась в НПО Энергомаш, включая их производство до 1982 г., а серийное производство двигателей РД-120 осуществляется в ПО «Южмашзавод» в Днепропетровске, Украина.
Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа Топливо кислород + керосин
Значительные запасы работоспособности основных агрегатов и двигателя в целом позволили создать на его основе форсированную на 10% по тяге модификацию с обеспечением уровня тяги 93 тс и с гарантийным запасом еще в 5% и довести его ресурс по времени работы одного двигателя до 4260 сек, а по числу включений – до 19, что позволяет рассматривать двигатель РД-120 и как основу для создания многоразового двигателя. Эти работы по модернизации двигателя были выполнены в 2001-2003 гг. 4 двигателя прошли 28 огневых испытаний с наработкой 8135 сек. Первый пуск РН Зенит с форсированным двигателем РД-120 по программе «Морской старт» успешно выполнен в июне 2003г. Форсированные двигатели РД-120 эксплуатируются в программах «Морской старт», «Наземный старт» и ФКП России. Также спроектирована земная модификация двигателя РД-120 (с коротким соплом), которая предназначается для первых ступеней перспективных РН. Было проведено 2 огневых испытания одного двигателя. Однокамерный двигатель с коротким соплом имеет 2 (или 4) рулевые камеры для управления полетом ракеты.
|
Двигатели РД-180
В начале 1996г проект двигателя РД-180 НПО Энергомаш был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для модернизированной РН «Атлас» американской компании Локхид Мартин. Это двухкамерный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа, с управлением вектором тяги благодаря качания каждой камеры в двух плоскостях, с возможностью обеспечения глубокого дросселирования тяги двигателя в полете. Данная конструкция базируется на хорошо проверенных конструкциях узлов и элементов двигателей РД-170/171. Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка – на малом количестве материальной части. Подписав контракт на разработку двигателя летом 1996г, уже в ноябре 1996г было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997г – огневое испытание штатного двигателя. В 1997-1998 гг успешно проведена серия огневых испытаний двигателя в составе ступени РН в США. Весной 1999г завершена сертификация двигателя для использования в составе РН «Атлас 3». Первый запуск РН «Атлас 3» с двигателем РД-180 состоялся в мае 2000г. Летом 2001г была завершена сертификация двигателя для использования в составе РН «Атлас 5». Первый полет РН «Атлас 5» с двигателем РД-180 состоялся в августе 2002г.
Основные параметры двигателя РД-180 Топливо кислород + керосин
Компания Локхид Мартин заявила о намерении заказать не менее 101 двигателя РД-180 для использования в составе РН «Атлас 3» и «Атлас 5». Маркетингом и реализацией данного двигателя заказчику – компании Локхид Мартин – занимается совместное предприятие РД АМРОСС, созданное НПО Энергомаш и Пратт-Уитни (США). В США поставлено свыше 50 серийных двигателей РД-180 (на июнь 2011 г), выполнено 32 запуска (на июнь 2011г) РН «Атлас 3» и «Атлас 5» с двигателями РД-180 на первой ступени. |
Двигатели РД-191
Разработка двигателя РД-191 началась в конце 1998 г. Этот двигатель с дожиганием окислительного газа предназначен для семейства отечественных РН «Ангара» и «Байкал». Конструкция этого двигателя также основана на конструкции двигателей РД-170/171. Двигатель РД-191 представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным ТНА. В течение 1999 г. была выпущена конструкторская документация, в 2000 г. начата автономная отработка агрегатов двигателя РД-191, завершена подготовка производства. В мае 2001г собран первый доводочный двигатель РД-191. Первое огневое испытание двигателя РД-191 проведено в июле 2001г.
Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа Топливо кислород + керосин
На июнь 2011 г проведено 120 огневых испытаний двигателя с общей наработкой 26892,4 секунды, в том числе летом-осенью 2009 г успешно проведено 3 огневых испытания РД-191 в составе УРМ-1 – первой ступени РН «Ангара» в НИЦ РКП (г.Пересвет, Московская область).
|