Космическая техника СССР - России Понедельник, 25.11.2024, 22:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта


Категории раздела


Мини-чат

Наш опрос

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Станция  Луна-1




Станция Луна-1
Для полета к Луне требовалось повысить скорость ракеты с первой космической до второй космической (с 8 до 11 км/с). Для этого РН (серии Р-7) оснастили еще одной ступенью (получившая ракета получила наименование РН Луна (8К72)). 2 января 1959 года РН Луна стартовала с космодрома Байконур, и отправилась в свой полет к нашему естественному спутнику. Через сутки 3 января в 3 часа 58 минут Луна-1 «превратилась» в искусственную комету выпустив из специального контейнера натриевое облако. Эту искусственную комету видели люди во многих странах. А в 6 часов 4 января 1959 года Луна-1 прошла наиболее близкую к Луне (5-6 тысяч километров) точку своей траектории. К сожалению, уровень технологий в этот раз не позволил достичь Луны, но было достигнуто множество других целей.
Изучалось: межпланетное магнитное поле, интенсивность космических лучей вне магнитного поля земли, интенсивность метеоритных частиц, газовые компоненты межпланетного вещества. Так же было установлено слабое магнитное поле у Луны и наличие «солнечного ветра» в межпланетном пространстве. Луна-1 за свои заслуги получила имя «Мечта». Данные: Дата запуска: 2 января 1959. Размеры: Полная длинна составляла 5.2 метра. Диаметр самого спутника 2.4 метра. РН: Луна (модификация Р-7). Масса: 361,3 кг. Задачи: Достижение поверхности Луны (не выполнена). Достижение второй космической скорости (выполнена). ВПЕРВЫЕ В МИРЕ. Преодолеть тяготение планеты Земля (выполнена).

Станция Луна-2

Станция Луна-2


Первый запуск спутника к Луне (Луна-1) был огромным прорывом в области освоения космоса, но главная цель, перелет с одного небесного тела на другое так и не была достигнута. Запуск Луны-1 дал очень много научной и практической информации в области космических полетов к другим небесным телам. Все это было учтено при запуске следующего спутника Луна-2. В принципе Луна-2 практически полностью повторяла свою предшественницу Луну-1, те же научные приборы и оборудование, позволяли заполнять данные о межпланетном пространстве и корректировать данные полученные Луной-1. Для Запуска так же использовался РН 8К72 Луна с блоком «Е». 12 сентября 1959 года в 6:39 с космодрома Байконур РН Луна была запущена АМС Луна-2. И уже 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды по московскому времени Луна-2 достигла поверхности Луны, совершив первый в истории полет с Земли на Луну.
Автоматический межпланетный аппарат достиг поверхности Луны восточнее «Моря Дождей», вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик (селенографические широта +30°, долгота 0°. Как показывает обработка данных по параметрам орбиты, последняя ступень ракеты также достигла поверхности Луны. На борту Луны-2 были помещены три символических вымпела: два в автоматическом межпланетном аппарате и один - в последней ступени ракеты с надписью «СССР, сентябрь 1959 год». Внутри Луны-2 находился металлический шар, состоящий из пятигранников-вымпелов, и при ударе о лунную поверхность шар разлетался на десятки вымпелов. Данные: Дата запуска: 12 сентября 1959. Размеры: Полная длинна составляла 5.2 метра. Диаметр самого спутника 2.4 метра. РН: Луна (модификация Р-7) Масса: 390,2 кг. Задачи: Достижение поверхности Луны (выполнена). ВПЕРВЫЕ В МИРЕ. Достижение второй космической скорости (выполнена). Преодолеть тяготение планеты Земля (выполнена). Доставка вымпелов «СССР» на поверхность Луны (выполнена). ВПЕРВЫЕ В МИРЕ.

Станция Луна-3

Станция Луна-3
 Так как к Земле все время обращена только одна сторона Луны не удивительно, что после первых успешных запусков встала задача получения фотографий, той другой, неизвестной стороны Луны. Требовалось решить множество задач. И в первую очередь управления спутником в межпланетном пространстве. Эту задачу по системе ориентации аппарата решил коллектив под руководством Бориса Викторовича Раушенбаха, которые создали систему фототелеметрической ориентации (относительно Солнца и Луны). Сам космический аппарат имел множество систем: радиотехническую, телеметрическую, систему терморегулирования и большой комплекс научной аппаратуры. 4 октября 1959 года с помощью РН Луна с космодрома Байконур Луна-3 стартовала к Луне. Выйдя на сильно вытянутую эллиптическую орбиту искусственного спутника Земли, «Луна-3» обогнула Луну, и прошла на расстоянии 6200 км от её поверхности. 7 октября 1959 года в 6 часов 30 минут было начато фотографирование Луны, которое продолжалось 40 минут.
    За время сеанса фотографирования (двумя аппаратами с длинно- и короткофокусным объективами) были получены фотографии почти половины поверхности Луны (одна треть — в краевой зоне, две трети — на обратной стороне). Изображения, после проявления плёнки на борту, были переданы с помощью фототелевизионной системы на Землю. Фототелевизионное устройство "Енисей" было разработано Ленинградским НИИ телевидения.
Передача изображения осуществлялась аналоговым методом камерой бегущего луча. На наземной стороне прием совершался несколькими приборами: съемкой камеры бегущего луча на кинопленку, фотографированием с экрана скиатрона, записью на магнитную ленту и прямой вывод изображения на термохимическую бумагу. Записи на магнитную ленту не удалось воспроизвести, изображения на термобумаге и скиатронах позволяли только оценить сюжет изображения. Единственным удачным методом регистрации оказался с использованием камеры бегущего луча. При полете к Луне и при приеме сигналов качество сигнала было плохим, высоки были уровни шумов. Принятые фотографии позволили определить некоторые элементы рельефа, но в сеансе связи, когда станция подошла поближе к Земле, и можно было повторить прием с большим отношением сигнал-шум, установить связь со станцией не удалось. Максимальное удаление «Луна-3» от Земли в апогеи составило 480 тыс. км. Совершив 11 оборотов вокруг Земли, аппарат вошёл в земную атмосферу и прекратил существование. В дальнейшем осуществлялось еще несколько запусков по той же программе, но все они были неудачны. Более качественные снимки удалось получить только через несколько лет станции Зонд 3.
    Данные: Дата запуска: 4 октября 1959 Размеры: Полная длинна составляла 1,25 (без антенн) метра. Диаметр самого спутника 1,2 метра. РН: Луна (модификация Р-7) Масса: 278 кг. Задачи: Достижение получение фотографий обратной стороны Луны (выполнена).ВПЕРВЫЕ В МИРЕ. Провести дополнительные исследования пространства (выполнена).

Станция Луна-4,5,6,7,8

Станция Луна-4,5,6,7,8

  Официально Луна-4 была первой АМС проекта Е-6 ("второе поколение" АМС по изучению Луны). После первых успехов в изучении Луны перед ОКБ-1, была поставлена новая задача – достижение поверхности Луны и получения данных о ее поверхности. И первой АМС в задачу, которой входило мягкая посадка на Луне, была Луна-4. Известно что стартовала она 2 апреля 1964 года. Успешно выйдя на орбиту Земли она стартовала к Луне, но из-за аварии АМС 5 апреля станция пролетела в 8 тыс. км от поверхности Луны.
После неудачи с Луной-4, в проект были внесены изменения, которые должны были предотвратить повторение неудачи. Луна-5, как и Луна-4 относилась ко «второму поколению» АМС. Как и в задачу предшественницы, в задачу Луны-5 входили: «мягкая посадка» на Луну, фотографирование поверхности и изучение поверхности. Точные данные о задачах Луны-5 отсутствуют. Известно, что стартовала она 9 мая 1965 года. 10 мая, была подкорректирована траектория полета. Но вовремя посадки 12 мая 1965 года тормозной двигатель отказал.

  Неудачи с Луной-4 и Луной-5, не останавливали ОКБ-1 в достижении поверхности Луны и передачи оттуда фотографий. Луна-6 был сестрой-близнецом предыдущих АМС (Луной-4 и Луной-5). Считалось, что в новую АМС внесены необходимые изменения, для «мягкой посадки» на Луну, но до посадки дело не дошло. 8 июня РН Молния 8К78 стартовала с космодрома Байконур с АМС Луной-6 на борту. Однако при полете к Луне корректировки не произошло. Двигатель непрерывно работал пока не выработал все топливо.

Луна-7 (Масса: 1.422 кг) продолжала серию «второго поколения». Неудачи не останавливали ОКБ-1 в изучении Луны, и Луна-7 отправилась в свой полет вслед за «неудачницами» Луной-4,5 и 6. И 4 октября 1965 года с космодрома Байконур на борту РН Молния 8К78 Луна-7 стартовала к Луне. Полет проходил в штатном режиме, успешно прошла корректировка орбиты и полностью была выполнена подготовка к посадке. 7 октября в результате ошибки при вычеслении высоты тормозные двигатели сработали поздно, и станции на слишком большой скорости разбилась.
  Луна-8 (Масса: 1.550 кг) продолжала серию «второго поколения». В серии неудач, которые преследовали программу достижения Луны она была последней (Луна-4,5,6 и 7) перед триумфом Луны-9. Весь опыт предыдущих запусков был учтен при создании АМС, но ошибка произошла практически на финише полета. Полет Луны-8 начался 3 декабря 1965 года с космодрома Байконур на борту РН Молния 8К78. Полет проходил в штатном режиме, успешно прошла корректировка орбиты и полностью была выполнена подготовка к посадке.

Станция Луна-9

Станция Луна-9

Посадочный модуль Луна-9


«Луна-9» — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 31 января 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-9». Станция первоначально была выведена на опорную околоземную орбиту с параметрами: наклонение орбиты — 52°; период обращения — 88 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 170 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 220 км, а затем стартовала в сторону Луны. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с координатами 64 градуса 22 минуты западной долготы и 7 градусов 8 минут северной широты. Со станцией были проведены 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов. Во время этих сеансов АМС передавала панорамное изображение поверхности Луны вблизи места посадки. Масса АЛС после посадки — около 100 кг.

Была подтверждена «метеорно-шлаковая» теория строения наружного покрова Луны, выдвинутая В. Шароновым и Н. Сытинской.

Станция Луна-10

Станция Луна-10

Станция Луна-10


31 марта 1966 в 13:46:59 мск с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя Молния-М, которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-10». 3 апреля 1966 станция «Луна-10» впервые в мире вышла на орбиту вокруг Луны. 29 мая 1966 АМС «Луна-10» упала на поверхность Луны.

Космический аппарат был предназначен для вывода на орбиту искусственного спутника Луны и проведения исследований Луны и окололунного пространства. Он состоял из перелётной ступени, осуществлявшей коррекцию траектории и переход с неё на окололунную орбиту, и отделяемого спутника Луны. Перелётная ступень была унифицирована со станциями Луна-4…Луна-9, а, поскольку для выхода на орбиту ИСЛ требуется меньшее изменение скорости, то масса спутника была заметно больше массы АЛС Луна-9 и составляла около 250 кг. Полная масса станции во время перелёта Земля-Луна — около полутора

Станция Луна-11

Станция Луна-11
Программа полета: Автоматическая станция "Луна-11" была запущена 24 августа 1966 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Молния-М". Старт к Луне осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты. На трассе перелета к Луне 26 августа была проведена коррекция траектории. При подлете к Луне 28 августа была построена лунная вертикаль, и включена двигательная установка на торможение на ~5 минут раньше расчетного времени. В результате, после торможения станция "Луна-11" вышла на орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами: высота в апоселении 1193,6 км (1512 км по расчету), в периселении 163,5 км (100 км), наклонение 10,7° и период орбиты 177,66 минут (191,88 минут). Через ~2 часа после торможения были включены фототелевизионные установки, которые проработали 64 минуты. Вследствие нерасчетного положения, занятого КА после торможения, в объективы фотокамер вместо Луны попало космическое пространство. По этой же причине не было получено информации со спектрофотометра УС-3. За 34 суток активного существования спутника на орбите Луны с аппаратом было проведено 139 сеансов связи, получена ценная информация с научных приборов, кроме УС-3, а также отказавших в полете прибора РФЛ-1 для обнаружения рентгеновского флуоресцентного излучения Луны и гамма-спектрометра 3134-03, предназначенного для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности. В связи с отказом ряда научных приборов программа полета станции "Луна-11" была выполнена не в полном объеме.
Несмотря на отказы отдельных научных приборов станцией "Луна-11" проводились исследования Луны и окололунного пространства. Прибором КЯ-4 были обнаружены изменения интенсивности радиоизлучения в зависимости от ориентации аппарата и положения на орбите. С помощью радиометра СЛ-1 было зарегистрировано необычайно сильное временное повышение уровня радиации, связанное с происходившими солнечными хромосферными вспышками. Проверка редуктора Р-1, проработавшего 5 часов в условиях вакуума, показала его высокую работоспособность.
 


Станция Луна-12

Станция Луна-12

Третий советский искусственный спутник Луны. Продолжение исследований окололунного пространства. Сделано 602 витка. Связь прекратилась 19 января 1967 года.

 Космическая станция "Луна-12". Дата старта: 22 октября 1966 г., 11 часов 42 минуты МСК. Ракета-носитель: "Молния-М" с разгонным блоком Л. Масса КА: 1640 кг Космический аппарат был предназначен для выхода орбиту искусственного спутника Луны и проведения исследований Луны и окололунного пространства, включая съемку лунной поверхности. Автоматическая станция "Луна-12" по конструкции и составу оборудования аналогична станции "Луна-11". По результатам "Луны-11" на станции была доработана система дренажных клапанов


Станция Луна-13



Дата старта: 21 декабря 1966 г., 13 часов 17 минут 8 секунд МСК. Ракета-носитель: "Молния-М" с разгонным блоком Л. Масса КА: 1583,7 кг. Масса АЛС: 100 кг. Космический аппарат "Луна-13" был предназначен для осуществления мягкой посадки на поверхность Луны с целью получения телепанорамы лунной поверхности и проведения научных исследований. По конструкции, составу бортовых систем и схеме полета автоматическая станция "Луна-13" аналогична станции "Луна-9". Изменения коснулись лишь отдельных систем и научной аппаратуры. На основном аппарате были установлены усовершенствованные радиовысотомер больших высот и прибор управления. На автоматической лунной станции были установлены две выносные штанги, позволившие проводить научные эксперименты по определению механических свойств и плотности наружного слоя лунного грунта на удалении 1,5 метров от АЛС. Кроме того, на АЛС были установлены научные приборы для измерения теплового потока от лунной поверхности. Дополнительно установлена еще одна оптико-механическая телекамера. Угломерная система дециметрового диапазона "Маяк-6" заменена приемоответчиком дециметрового диапазона РКТ-1. С целью исключения замерзания воды в испарительной системе терморегулирования АЛС поплавковый регулятор был заменен системой с биметаллическим регулятором воды.

Состав научной аппаратуры: - две оптико-механические телевизионные камеры с цилиндрическим иллюминатором; - ГР-1 - механический грунтомер-пенетрометр на выносной штанге для определения механической прочности наружного слоя лунного грунта; - РП - радиационный плотномер на выносной штанге для определения плотности наружного слоя лунного грунта; - ДС-1 "Ястреб" - динамограф для регистрации перегрузки, которая возникала при контакте АЛС с поверхностью Луны; - КС-17МА - прибор для регистрации корпускулярного излучения, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность. - ИД-3 - прибор для измерения интегрального теплового потока радиации от поверхности.Автоматическая станция "Луна-13" была запущена с космодрома Байконур 21 декабря 1966 года с помощью ракеты-носителя "Молния-М" и разгонного блока "Л". На трассе перелета к Луне 22 декабря была проведена коррекция траектории. После коррекции не включился передатчик РКТ-1, что усложнило прогнозирование траектории полета перед торможением. Также на перелете при проверках был обнаружен отказ одной телевизионной камеры. Станция "Луна-13" 24 декабря 1966 года в 21 час 01 минуту совершила мягкую посадку вблизи западной окраины Океана Бурь в 400 км от места прилунения станции "Луна-9", в точке с координатами 18° 52' с.ш. и 62° 04' з.д. После прилунения и раскрытия лепестковых антенн и механизма выноса научных приборов был начат фототелевизионный сеанс связи. Всего за 3 суток было проведено 8 таких сеансов. Панорамы лунной поверхности, переданные на Землю с единственной работоспособной телекамеры, были сняты при высоте Солнца 6, 19 и 32 градуса. Кроме панорам были получены данные о физико-механических свойствах лунного грунта. Программа работы станции "Луна-13" выполнена полностью.

 Достижения КА - "Луна-13": Станцией "Луна-13" были три панорамы лунной поверхности при высоте Солнца 6, 19 и 32 градуса, при этом на панорамах хорошо просматривалось большое количество деталей. С помощью выносных приборов - механического грунтомера и радиационного плотномера - были проведены исследования механических свойств и плотности поверхностного слоя лунного грунта, которые показали, что плотность его в месте посадки составила 0,8 г/см3, что значительно меньше плотности земных пород и средней плотности Луны. С помощью датчиков прибора ИД3 была замерена эффективная температура лунного грунта, которая постепенно возрастала по мере увеличения высоты Солнца.



Фрагмент панорамы, переданной автоматической станцией 'Луна-13'

Зонд-4

Корабли "Союз-7К-Л1" совершили пять беспилотных испытательных полетов под названиями "Зонд-4 - 8"

 "Союз-7К-Л1" "Зонд-4 - 8"

Сопоставление изображений Земли, полученных
а) прямым фотографированием с доставкой плёнки на Землю («Зонд-7», 1969 г.);
б) телепередачей от Луны – («Кагуя», 2007 г.).

Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1". Корабль был выведен на эллиптическую орбиту с апогеем 330000 км, обращенным в сторону, противоположную текущему положению Луны. При возвращении корабля на Землю перед входом в атмосферу отказала система ориентации, вследствие чего не удалось осуществить планировавшийся сложный аэродинамический маневр в атмосфере с приземлением на территории СССР. Корабль снижался с перегрузками до 20g и был взорван на высоте 12 км над Гвинейским заливом, т.к. в том районе не оказалось советских судов и существовали опасения, что приводнившийся корабль может попасть в руки американцев. Официально было объявлено, что цель полета состояла в изучении дальнего околоземного пространства и отработке бортовой аппаратуры.

Зонд 5 Облёт Луны 18.09.1968, возвращение спускаемого аппарата на Землю 21.09.1968 в Индийском океане.

Зонд 6 Облёт Луны 14.11.1968, при возвращении на Землю 17.11.1968 на территории СССР спускаемый аппарат разбился.

Облёт Луны 11.08.1969, возвращение спускаемого аппарата на Землю 14.08.1969. Первый аппарат лунной серии «Зонд», который безопасно доставил бы космонавтов на Землю.


Станция Луна-14


Автоматическая станция "Луна-14" была выведена на траекторию полета к Луне 7 апреля 1968 года с помощью ракеты-носителя "Молния-М". На трассе перелета к Луне 8 апреля была проведена коррекция траектории. В результате торможения при подлете к Луне 10 апреля 1968 года скорость станции уменьшилась с 2190 м/с до 1279 м/с, и "Луна-14" вышла на орбиту искусственного спутника Луны со следующими параметрами: высота в апоселении 270 км, в периселении 160 км, наклонение 42° и период орбиты 2 часа 40 минут. За 75 суток активного существования (вместо 30 предусмотренных программой) спутника на орбите Луны до выработки емкости химической батареи с ним был проведен 271 сеанс связи. Программа полета станции "Луна-14" выполнена полностью. В ходе перелета по трассе Земля - Луна и на орбите Луны было проверено функционирование нового радиокомплекса ДРК в различных режимах, в том числе при различных положениях станции относительно лунной поверхности, а также при заходах за Луну. В результате длительных, систематических траекторных измерений, проводимых с помощью радиосистем КРС, РКТ-1 и ДРК, были получены уточненные данные по определению гравитационного поля Луны, а также для построения точной теории движения Луны. В интересах будущих пилотируемых экспедиций на Луну были проведены измерения потоков заряженных частиц, идущих от Солнца и космических лучей. Проверка приборов экспериментального редуктора Р-1 и прибора М-1 показала их высокую работоспособность в условиях космического вакуума. Эти эксперименты позволили сделать окончательный выбор материалов для уплотнений приводов колес, а также подшипников для шасси "Лунохода".

Станция Луна-15,16

Автоматическая станция "Луна-15"

Автоматическая станция "Луна-15" была запущена с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-К" 13 июля 1969 года. Старт к Луне осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты.

На трассе перелета к Луне 14 июля была проведена коррекция траектории. 17 июля была включена двигательная установка над обратной стороной Луны для уменьшения скорости движения, в результате чего станция "Луна-15" перешла на окололунную орбиту.

После проведения двух коррекций (19 и 20 июля) была сформирована орбита посадки: высота в апоселении - 110 км, высота в периселении - 16 км, наклонение 127°, период орбиты -1 час 54 минуты.

21 июля 1969 года в 18 часов 46 минут 43 секунды была включена двигательная установка для схода с орбиты. Первый этап снижения с помощью двигателя большой тяги должен был завершиться через 267,3 секунды после включения на высоте ~2,5 км. Однако сигнал с космического аппарата внезапно пропал на 237-й секунде снижения в 18 часов 50 минут 40 секунд, причем параметры бортовых систем аппарата на момент пропадания сигнала были в норме.

Вероятной причиной аварии мог быть удар станции "Луна-15" о гору, что вполне возможно, если допустить ошибку в положении КА, на момент прохождения команды запуска двигателя, в сторону от трассы ~15 км и вдоль трассы ~45 км. Программа полета станции "Луна-15" не была выполнена.


Станция Луна-15,16

Космический аппарат "Луна-16" 

Автоматический комплекс "Луна-16", состоял из корректирующе-тормозного модуля (КТ), возвратной ракеты и спасаемого аппарата.

Изначально корректирующе-тормозной модуль КТ создавался для доставки самоходного аппарата на поверхность Луны. Но, к сожалению, первая попытка запуска КА с луноходом на борту - 19 февраля 1969 года - закончилась неудачей.

В это же время в США шла усиленная подготовка экспедиции по высадке человека на Луну и, соответственно, доставке на Землю образцов лунного грунта - перед предприятием жестко была поставлена задача доставки образцов лунного грунта на Землю с помощью автоматического КА.
Руководством было принято решение при создании этого аппарата максимально использовать все конструктивные решения, полученные при подготовке полета самоходного аппарата.

Для размещения бортовой аппаратуры, которая должна была разместиться в гермоотсеке лунохода, дополнительно был разработан торовый приборный отсек. Были исключены трапы для съезда с посадочной платформы лунохода и остронаправленная антенна.

На посадочном модуле было установлено грунтозаборное устройство (ГЗУ), которое состоит из бурового станка с системой электрических приводов и бурового снаряда, механизма выноса ГЗУ - штанги, на которой укреплен буровой станок, и приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях (по азимуту и углу места).

Для выбора места бурения - азимута разворота ГЗУ - на посадочной платформе были установлены два телефотометра, аналогичные установленным на "Луноходе". Для освещения зоны работы ГЗУ параллельно телефотометрам были установлены светильники.
Приборный отсек, имеющий форму тора, служил стартовой площадкой для возвратной ракеты.

Возвратная ракета представляет собой самостоятельный ракетный блок с однокамерным жидкостным реактивным двигателем тягой 1850 кг и системой из трех сферических баков с компонентами топлива тетроксид азота и несимметричный диметилгидразин. Диаметр центрального бака 67 см, диаметр каждого из периферийных баков 53 см. Система подачи топлива - вытеснительная. Для стабилизации ВР на активном участке служили рулевые сопла общей тягой 70 кг. На центральном баке укреплен цилиндрический приборный отсек диаметром 56 см, внутри которого установлены электронные счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления ракетой, приборы бортового радиокомплекса метрового диапазона (101,965 МГц по линии Земля - борт и 183,537 МГц по линии борт - Земля) с телеметрической системой, аккумуляторные батареи и приборы бортовой автоматики.

В состав системы управления, обеспечивавшей построение и запоминание системы координат в момент старта, стабилизацию аппарата при работе двигательной установки, входили курсовой гироприбор, состоящий из двух свободных гироскопов, гироскопический интегратор продольных ускорений, автомат стабилизации и автомат отключения двигателя. В качестве исполнительных органов системы стабилизации на активном участке использовались рулевые сопла двигательной установки. Учитывая малое время полета возвратной ракеты, в системе энергопитания были использованы одноразовые серебряно-цинковые батареи емкостью 14 Ампер-часов. На внешней поверхности приборного отсека ВР установлены четыре штыревые приемно-передающие антенны.

В верхней части приборного отсека с помощью металлических стяжных лент прикреплен спасаемый аппарат сферической формы массой 36 кг, который отделяется от ракеты по радиокоманде с Земли.

Спасаемый аппарат представляет собой металлический шар диаметром 50 см, на внешней поверхности которого нанесено теплозащитное покрытие из асботекстолитового наружного слоя и наполнителя из стеклотекстолитовых сот, предохраняющее аппарат с установленным внутри него оборудованием от воздействия высоких температур при входе в атмосферу Земли.

Внутренний объем возвращаемого аппарата разделен на три изолированных отсека. В одном из них расположены радиопеленгационные передатчики УКВ-диапазона (121,5 и 114,167МГц), обеспечивающие возможность обнаружения возвращаемого аппарата при спуске на парашюте на Землю, серебряно-цинковая аккумуляторная батарея емкостью 4,8 Ампер-часа, элементы автоматики и программно-временное устройство, управляющее вводом в действие парашютной системы.

Во втором отсеке расположены в сложенном виде парашют, четыре упругие антенны пеленгационных передатчиков, два наполненных газом эластичных баллона, обеспечивающих необходимое положение возвращаемого аппарата на поверхности Земли после посадки. Площадь купола тормозного парашюта - 1,5 м2, основного парашюта - 10 м2.

Третьим отсеком является цилиндрический контейнер для образцов грунта, взятого с поверхности Луны. В контейнере с одной стороны есть приемное отверстие, герметично закрываемое специальной крышкой после помещения в него лунной породы.
На посадочной ступени "Луны-16" был установлен вымпел, а на спасаемом аппарате - государственный знак.

Станция Луна-15,16

Выполнение программы полета 

Автоматическая станция "Луна-16" была запущена с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя "Протон-К". На трассе перелета к Луне 14 сентября была проведена коррекция траектории. От проведения второй коррекции отказались

17 сентября в 2 часа 38 минут 14 секунд было произведено включение двигателя, который, отработав 236 секунд, обеспечил торможение и выход автоматической станции "Луна-16" на селеноцентрическую орбиту с высотой в апоселении 118,6 км, в периселении 102,6 км, наклонением относительно плоскости лунного экватора 70° и периодом орбиты 1 час 58 минут 53 секунды.

Первая коррекция орбиты, проведенная 18 сентября, обеспечила прохождение аппарата над выбранным районом посадки с одновременным понижением высоты периселения до 20,8 км. С помощью второй коррекции (19 сентября) перицентр был понижен до 11,86 км.

20 сентября была вновь включена двигательная установка, которая обеспечила торможение и сход с орбиты станции "Луна-16". Высота над поверхностью Луны на начало торможения составила 13,28 км, а на момент выключения двигателя - 2,45 км. После выключения двигателя аппарат в течение 43 секунд совершал свободное падение. На высоте 600 метров от поверхности вновь начал работать основной двигатель станции в режиме регулируемой тяги в соответствии с выбранной программой управления и поступающей информацией от допплеровского измерителя скорости ДА-018 и радиовысотомера "Вега".

На высоте 20 метров скорость станции была снижена примерно до 2 м/сек. Здесь основной ЖРД был выключен и дальнейшее торможение происходило с помощью двигателей малой тяги. На высоте около 2 метров по команде от гамма-высотомера "Квант" они были выключены, и 20 сентября в 8 часов 18 минут автоматическая станция "Луна-16" совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. При этом вертикальная скорость аппарата в момент касания поверхности составила 4,8 м/с. Селенографические координаты места прилунения: 0°41' ю.ш. и 56°18' в.д. Отклонение от расчетной точки посадки составило 1,5 км. Протяженность трассы полета от точки схода с орбиты до точки посадки составила 250 км. Масса станции при посадке на Луну составила 1880 кг.

После посадки было определено положение станции на лунной поверхности, а с помощью телефотометров были предприняты попытки получить изображения места бурения. Всего были три включения телефотометров. Из-за недостаточной освещенности изображения места бурения получено не было. На двух изображениях видна Земля в виде светлого пятна.


Возвращаемый аппарат Луна-16

Станция Луна-15,16

Результаты полета

Главным результатом полета "Луны-16" стала первая в мире доставка автоматическим аппаратом на Землю образцов лунного грунта. Общая масса колонки грунта, доставленного "Луной-16", составила 101 грамм.

После вскрытия капсулы в Институте геохимии и аналитической химии АН СССР имени В.И. Вернадского (ГЕОХИ) выяснилось, что бур заполнен сыпучим лунным грунтом - реголитом, представляющим собой разнозернистый темно-серый (черноватый) порошок, который легко формуется и слипается в отдельные рыхлые комки. Эта особенность существенно отличает грунт (реголит) от земной бесструктурной пыли; по этому свойству он напоминает влажный песок или комковатую структуру земных почв. При этом зернистость реголита увеличивается с глубиной.
По химическому составу вещество лунного грунта представляет размельченную горную породу базальтового типа.

По результатам полета "Луны-16" Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала приоритетные научно-технические достижения станции:
- возвращение на Землю после посадки на поверхность Луны;
- доставка на поверхность Луны космической ракеты "Луна-Земля" с возвращаемым аппаратом;
- автоматический старт с Луны и доставка лунного грунта на Землю.

Станцией "Луна-16" были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами FAI:
- мировой рекорд максимальной массы, доставленной на лунную поверхность в классе "С";
- мировой рекорд максимальной массы, возвращенной на Землю с поверхности Луны в классе "С";
- мировой рекорд максимальной массы лунных пород, доставленной на Землю автоматической станцией в классе "С".

Затем по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство, и начались операции по забору грунта, включая бурение грунта до глубины 35 см, причем без разворота ГЗУ по азимуту. Взятые образцы грунта были помещены в контейнер возвратной ракеты и загерметизированы.

Старт возвратной ракеты с поверхности Луны с образцами лунного грунта состоялся 21 сентября в 10 часов 43 минуты 21 секунду. Продолжительность обратного перелета составила 84 часа.

24 сентября за 8 часов до входа спасаемого аппарата в атмосферу Земли произошло его отделение от возвратной ракеты. Скорость входа в атмосферу составила 10950 м/с, а максимальные перегрузки, действующие на спускаемый аппарат в процессе аэродинамического торможения, достигали 315 единиц. При снижении вертикальной скорости до 250 м/с на высоте 14,5 км была введена в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в 80 км юго-восточнее Джезказгана. Программа полета станции "Луна-16" была выполнена полностью.



Станция Луна-17


Многоступенчатая ракета-носитель «Протон» с двигателями РД-253 с установленной станцией «Луна-17» в монтажном зале. Летает в космос с 1965 г.

Космический аппарат

Автоматический космический аппарат состоял из корректирующе-тормозного модуля ( КТ) и самоходного аппарата. Корректирующе-тормозной модуль КТ предназначен для обеспечения перелета по трассе Земля-Луна, включая коррекции траектории, выход на орбиту искусственного спутника Луны, формирование предпосадочной окололунной орбиты, сход с орбиты и посадку на лунную поверхность.

Основу конструкции КТ составляли четыре сферических топливных бака, соединенных между собой цилиндрическими проставками, две из которых выполняли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой. Часть аппаратуры системы управления, предназначенная для управления работой блока Д, была размещена на переходной ферме.

Помимо основных баков топливо размещалось еще и в баках сбрасываемых отсеков. Сброс отсеков производился перед включением двигателя для схода с орбиты ИСЛ. Двигательная установка корректирующе-тормозного модуля КТ состояла из основного двигателя с регулируемой тягой и блока двигателей малой тяги с номинальной тягой 280 кг. Суммарная тяга двигателя могла изменяться в пределах 1929 - 750 кг. 

На посадочной ступени установлен автоматический самоходный аппарат - "Луноход-1", который состоит из двух основных частей: колесного шасси и герметичного приборного контейнера, в котором размещена вся служебная аппаратура. Контейнер имеет форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее ра

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz