Служебный модуль «Звезда»
Модуль был запущен на РН «Протон» 12 июля 2000 года. Пристыкован к МКС 26 июля 2000 года. Представляет собой основной вклад России в создание МКС. Является жилым модулем станции. «Звезда» на ранних этапах строительства МКС выполняла функции жизнеобеспечения на всех модулях, контроля высоты над Землёй, энергоснабжения станции, вычислительного центра, центра связи, основного порта для грузовых кораблей «Прогресс». Со временем многие функции передаются другим модулям, однако «Звезда» всегда будет оставаться структурным и функциональным центром российского сегмента МКС.
Головным разработчиком СМ «Звезда» являлась РКК «Энергия», основным субподрядчиком - ГКНПЦ имени М.В.Хруничева; входящее в него КБ «Салют» выполнило ряд проектных и конструкторских работ, Ракетно-космический завод изготовил корпус, провел сборку и часть испытаний.
«Звезда» является основой российского сегмента МКС. СМ обеспечивает деятельность экипажа численностью до шести человек и управление станцией с регулярно изменяющейся конфигурацией. На этапе развертывания МКС он является базовым модулем всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа. Это наиболее сложный и насыщенный аппаратурой российский модуль МКС.
Конструктивно СМ состоит из четырех отсеков: трех герметичных - переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и промежуточной камеры (ПК), а также негерметичного агрегатного отсека (АО), в котором размещена объединенная двигательная установка (ОДУ). Стартовая масса «Звезды» на орбите после отделения от РН составила 20295 кг. СМ имеет длину по корпусу 13.11 м, максимальный диаметр - 4.35 м, объем герметичных отсеков - 89 м3, объем обитания экипажа - 46.7 м3. Расчетная длительность функционирования «Звезды» на орбите - 15 лет. При запуске модуля малый диаметр РО со сложенными солнечными батареями (СБ) и ПхО был закрыт головным обтекателем.
Основные внешние отличия СМ от ББ «Мира» коснулись ПхО. На нем вместо пяти осталось только три стыковочных узла: один -осевой - спереди, один - сверху, один - снизу. Вместо двух боковых узлов на СМ были приварены герметичные крышки. Причем вместо старых стыковочных агрегатов ССВП на ПхО установили модернизированные ССВП-М с усиленной несущей способностью. Лишь на ПК остался старый агрегат ССВП. На корпусе РО малого диаметра была заварена ставшая ненужной ниша для привода монтируемой СБ.
Две СБ модуля имеют размах 29.73 м, площадь их фотоэлектрических элементов -76 м2. Батареи вырабатывают максимальную выходную мощность 9.8 кВт. Предусмотрено смонтировать на основных СБ еще четыре дополнительные батареи: по одной с каждой стороны обеих СБ. После их монтажа мощность системы электропитания возрастет до 13.8 кВт.
Серьезные изменения коснулись систем модуля. Бортовой компьютер российского производства был заменен на систему обработки данных DMS-R, предоставленную ЕКА. Появились дополнительные интерфейсы для обмена служебной и научной информацией с американским сегментом МКС. Радиотеле-
метрические системы БР-9ЦУ-5 и БИТС 2-3 заменили единой БИТС 2-12. Вместо приборов и антенн (включая поворотную остронаправленную) системы «Антарес» для связи через спутник-ретранслятор установили систему «Лира» и остронаправленную антенну с одноступенчатым пеленгом. Командная радиосистема «Квант-В» заменена радиотехнической системой управления и связи «Регул».
Кроме того, заменен ряд антенн системы автоматического сближения «Курс». Пульты управления «Плутон» для системы управления бортовым комплексом поменялись на более совершенные «Меркурий». Вместо внутреннего контура охлаждения КОХ-В, агрегатов кондиционирования БКВ-2 и БКВ-3 системы терморегулирования появились два агрегата системы кондиционирования воздуха СКВ-1 и дополнительные теплообменники.
Стоит добавить, что значительная часть оборудования не была установлена на СМ из-за ограничений по грузоподъемности носителя. Ее планировалось доставить на «Прогрессах» и шаттлах. Так, часть аппаратуры и устройств для «Звезды» уже была привезена на МКС во время полетов STS-88, -96 и -101 и ожидала своего часа в грузовых секциях модуля «Заря» (среди них - велоэргометр и бегущая дорожка).
|
|