ГЛОНАСС
ГЛОНАСС-М
Глонасс | Основные характеристики КА системы ГЛОНАСС-М Первый запуск 2003
Основные особенности две «гражданские» частоты Ожидаемый объем заказа 12 шт. (03.03.2004) Запущено КА 28 (17.11.2010) Планируемый срок вывода из эксплуатации 2013 Масса, кг 1415 Диаметр, м 1,3 Длина с развернутой штангой магнитометра, м 7,84 Ширина с развернутыми панелями солнечных батарей, м 7,23 Система электропитания, Вт 1450 Навигационная полезная нагрузка: масса, кг энергопотребление, Вт 250 580 Точность ориентации КА, град. 0,5 Точность наведения солнечных батарей, град. 2 Точность временного сигнала, с 1 • 10 –13 Срок активного существования, лет 7
Средства выведения по 3 КА на РН «Протон» или по 1 КА на РН «Союз-2»
Космические аппараты семейства «Глонасс» («Ураган») для отечественной глобальной навигационной спутниковой системы были спроектированы в конструкторском бюро НПО прикладной механики (ныне – ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева») в г. Красноярск-26 (Железногорск).
С 1982 года в эксплуатации находились космические аппараты «Глонасс» (11Ф654). Такие спутники запускались до 2005 года включительно. В августе 2009 года из системы был выведен последний космический аппарат «Глонасс». В настоящее время эксплуатируются только спутники модифицированной серии «Глонасс-М», первый из которых был запущен в декабре 2003 года.
«Глонасс» и «Глонасс-М» основаны на сходных проектноконструкторских решениях и на общей космической платформе герметичного исполнения. Основные изменения в модернизированном аппарате свелись прежде всего к модификации антенно-фидерного устройства, увеличению роектного срока активного существования до семи лет и введению второй навигационной частоты для гражданских пользователей.
Навигационный спутник «Глонасс-М» имеет по сравнению со спутником «Глонасс» лучшие целевые и эксплуатационные характеристики, увеличенный ресурс работы.
В общем случае эксплуатация спутника предполагает следующие этапы полета:
• выведение спутника на орбиту после отделения его от разгонного блока продолжительностью от 5 до 12 витков; здесь производится проверка работоспособности всех бортовых систем; • приведение и постановка спутника в системную точку с заданными периодом обращения и угловым положением в системной плоскости (продолжительность этого этапа – от одной недели до одного месяца и определяется угловым положением спутника в точке выведения на орбиту и системной точкой спутника); • штатная эксплуатация спутника; • нахождение спутника вне системы (например, при проведении профилактических и восстановительных работ по командам с комплекса управления).
Спутники «Глонасс-М» конструктивно состоят из цилиндрического гермоконтейнера с приборным блоком, рамы антенно-фидерных устройств, приборов системы ориентации, панелей солнечных батарей с приводами, блока двигательной установки и жалюзи системы терморегулирования с приводами.
На спутниках также установлены оптические уголковые отражатели, предназначенные для калибровки радиосигналов измерительной системы с помощью измерений дальности до спутника в оптиче- ском диапазоне, а также для уточнения геодинамических параметров модели движения спутника. Конструктивно они формируются в виде блока, постоянно отслеживающего направление на центр Земли.
В состав бортовой аппаратуры входят:
• навигационный комплекс; • комплекс управления; • система ориентации и стабилизации; • система коррекции; • система терморегулирования; • система электроснабжения. |
|