Первый
отечественный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с дожиганием
газогенераторного газа в камере сгорания позволил при применении
основных компонентов получить удельный импульс в пустоте
до 340 кгс с/кг. При создании этого ЖРД впервые были разработаны: пневмогидравлическая схема двигателя, обеспечивающая его надежное включение в условиях космического пространства после длительного пребывания в условиях невесомости; газогенератор, который при минимальной массе и габаритах обеспечивает переход жидкого кислорода в газообразный с температурой 350-450° при равномерном поле температур; надежно охлаждаемая камера сгорания с высокой степенью расширения газа в сопле. Первоначальная раскрутка турбонасосного агрегата (ТНА) - пиротехническая. Двигатель крепится в кардановом подвесе с углом поворота до 3°, управление по крену с помощью поворотных рулевых сопел, работающих на восстанавительном газогенераторном газе. Камера сгорания изготовлена из титанового сплава. До настоящего времени двигатель используется в блоке Л РН "Молния". Тяга двигателя в пустоте, тс 6,8 Компоненты топлива: окислитель - кислород горючее - керосин Т-1 |
ЖРД 11Д58М
Двигатель
многократного запуска в условия невесомости при длительном
нахождении в космическом пространстве. Разработан на базе двигателя 11Д33 путем улучшения его характеристик. Двигатель имеет более теплонапряженную камеру сгорания, поэтому в качестве горючего применен РГ-1. При выведении тяжелых КА в качестве горючего может использоваться синтин без изменения конструкции двигателя. Для обеспечения многократного запуска в состав двигателя входит блок многократного запуска, емкости которого заправлены пусковым горючим. Использование бустерных насосных агрегатов на выходе из баков горючего и окислителя позволило облегчить конструкцию баков, а применение системы регулирования соотношения компонентов топлива с температурной коррекцией позволяет поддерживать постоянное массовое соотношение компонентов вместо объемного, как это делается на других двигателях. Двигатель 11Д58М успешно эксплуатируется до настоящего времени. Двигатель выполнен по схеме с дожиганием в камере генераторного газа после турбины. Рп = 85 кН (8,67 т.с.) t = 680 сек. в составе разгонного блока ДМ. Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород.
Оценка надежности - 0,9984. |