Грузовой транспортный космический корабль "Прогресс"
Грузовой корабль «Прогресс»: 1 — стыковочный агрегат; 2 — грузовой отсек (ГО); 3 — отсек компонентов дозаправки (ОКД); 4 — приборо-агрегатный отсек (ПАО)
Для доставки на «Салют-6» научной аппаратуры, кинофотоматериалов, средств обеспечения жизнедеятельности экипажа, топлива для двигательной установки и удаления со станции отходов и блоков, отработавших ресурс, создан автоматический грузовой транспортный корабль - «Прогресс» (рис.). Масса корабля 7020 кг; длина 7,94 м; наибольший диаметр гермоотсеков 2,2 м; масса доставляемого груза ~ 2300 кг.
Корабль «Прогресс» выводится на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем «Союз». Автономное время полета до 3 суток, в составе орбитальной станции до 30 суток. Параметры орбиты: высота 200—350 км; наклонение 51,6°; период обращения вокруг Земли ~ 89 мин.
Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6»20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем — системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки — начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль был пристыкован.
Модификации
«Прогресс»- Длина: 7,48 м
- Максимальный диаметр: 2,72 м
- Масса: 7020 кг
- Полезный груз: 2315 кг, из них максимально 975 кг топливо.
- первый полёт: 20 января 1978 (Прогресс 1 к Салюту 6)
- последний полёт: 5 мая 1990
- кол-во успешных запусков: 42, из них
- 12 к Салюту 6
- 12 к Салюту 7
- 18 к станции «Мир»
- Энергоснабжение: Аккумуляторы
«Прогресс M»- Длина: 7,23 м
- Максимальный диаметр: 2,72 м
- Масса: 7450 кг
- Полезный груз: 2350 кг, из них максимально 1200 кг топливо.
- первый полёт: 23 августа 1989 (Прогресс M 1 к станции «Мир»)
- Энергоснабжение: Аккумуляторы и солнечные батареи.
«Прогресс M1»По сравнению с ТКГ «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации МКС, на корабле введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений — увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТКГ с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии. Негерметичный ОКД претерпел следующие изменения: - Удалены баки водяной системы «Родник».
- Вместо баков «Родника» установлены дополнительные баки системы дозаправки топливом СД8. Дозаправка орбитальной станции (ОС) осуществляется вытеснением компонентов топлива сжатым газом (гелием) через герметичные гидроразъёмы на стыковочных агрегатах ОС и ТКГ, при этом:
- Максимальный расход окислителя через магистрали увеличен до 0,35 л/с (в 2,33 раза больше чем на предыдущей модификации ТКГ).
- Система СД8, «сухой» массой 635 кг, позволяет подавать топливо, как в баки двигательной установки служебного модуля (СМ) МКС, так и функционально-грузового блока, в коллекторы подсистем причаливания и ориентации ТКГ и коллекторы двигателей ориентации СМ.
- Возможна обратная передача топлива из ДУ СМ в коллекторы ТКГ.
- Снаружи ОКД размещены 12 баллонов с кислородом и азотно-кислородной смесью
Аппаратурный состав изменился следующим образом: - Вместо БЦВК «Аргон-16» введён новый комплекс.
- В автономную систему навигации введена аппаратура ГНСС ГЛОНАСС/GPS.
- Установлена новая аппаратура сближения «Курс-ММ» позволяющая проводить измерение параметров относительного движения для причаливания и стыковки с расстояния не менее 1 км.
- Установлена новая аппаратура командной радиолинии «Регул», использующая спутники-ретрансляторы.
- Межбортовая радиосвязь «в узком конусе» возможна на дальности в 30 км, при произвольной ориентации — с 3 км.
В систему управления движением (СУД) введены следующие изменения: - установлено новое программное обеспечение БЦВК, в котором реализованы схемы безопасного автоматического сближения, перехода в зону причаливания и самого причаливания.
- реализованы динамические режимы управления орбитальной станцией.
- введено устройство сопряжения, преобразующее информацию поступающую с МКС по цепям межмашинного интерфейса в команды релейного типа, что позволило включать со станции двигатели ТКГ для создания управляющих моментов.
Таким образом, изменения в СУД позволили реализовать управление ориентацией станции с помощью двигателей причаливания и ориентации (на «Прогрессе-М1» — 27 штук) или сближающе-корректирующего двигателя по единой программе от бортового комплекса управления МКС. «Прогресс-М1» имеет следующие характеристики: - Длина: 7,2 м
- Максимальный диаметр: 2,72 м
- Стартовая масса: 7150 кг (для орбиты высотой 460 км)
- Масса доставляемого груза: 2230 кг, в том числе:
- сухие грузы: до 1800 кг
- топливо: до 1950 кг (на 800 кг больше)
- газ наддува обитаемых отсеков: до 40 кг (на 10 кг меньше)
- Время полёта в составе МКС: до 180 суток
- до стыковки: до 4 суток
- после расстыковки: до 3 суток
- первый полёт: 1 февраля 2000 (Прогресс M1-1 к станции «Мир»)
- Энергоснабжение: Аккумуляторы и солнечные батаре
«Прогресс М-01М»
| Грузовой корабль "Прогресс М-СО1" Масса корабля-модуля при выведении на орбиту 7 130 кг Масса стыковочного отсека «Пирс» с доставляемым грузом 3 676 кг Масса топлива в баках корабля-модуля 875 кг Тип ракеты-носителя «Союз» Параметры рабочей орбиты корабля: высота до 450 км наклонение 51,6º
Продолжительность полёта до стыковки со станцией до 4-х суток
Основные отличия корабля-модуля «Прогресс М-СО1» от корабля «Прогресс М»
Вместо грузового отсека и отсека компонентов дозаправки установлены стыковочный отсек и переходная проставка.
Введен разделяемый стык между стыковочным отсеком и переходной проставкой.
Установлен гибридный стыковочный агрегат для обеспечения стыковки к надирному порту служебного модуля «Звезда» (ось -Y).
Проведены доработки бортовых систем в связи с изменением назначения корабля и состава его отсеков.
Доработаны механизмы и экраны радиотехнической защиты антенн системы «Курс» при их установке на стыковочном отсеке.
|
- Полезный груз: около 2,5 тонн, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы.
- Первый полёт: 15.38 мск 26 ноября 2008 года (к МКС)
Новый корабль четырёхсотой серии. Основное отличие от предыдущих — новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16». Вес «Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины приблизительно в 10 раз меньше. Кроме того, аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую.
Прогресс М 11Ф615А60 (2008-…)
- Полезный груз: около 2,5 тонн, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы.
- Первый полёт: 15.38 мск 26 ноября 2008 года (к МКС)
Новый корабль четырёхсотой серии. Основное отличие от предыдущих — новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16»
с памятью 2 Кб на ферритовых кольцах, эксплуатировавшийся с 1974 г. Вес
«Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины ЦВМ-101 составляет 8,5 кг.
Аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую. «Прогресс
М-ГКМ»
На базе
корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули
(ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (МКС) (её
российский сегмент) стыковочный модуль №1 «Пирс» в 2001 году и малый
исследовательский модуль №2 «Поиск» в 2009 году.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Прогресс_(КК)
|