Сотрудников Центра имени Пилюгина обязали взять вину за крушение ракеты-носителя на себя
Комиссия Роскосмоса, расследующая аварию ракеты-носителя «Протон-М» и состоящая сплошь из заинтересованных лиц, нашла, на кого свалить очередную неудачу. Некий анонимный источник поведал Интерфаксу: «Расшифровка полученной телеметрии позволяет сделать предварительный вывод об отказе системы управления ракеты-носителя». Система, мол, сразу после старта стала получать некорректную информацию от датчиков, поэтому ракета потеряла ориентацию. И теперь предстоит установить причину неправильной работы датчиков ориентации – отказали они или были неправильно подключены. «Однако, по логике вещей, неправильное подключение датчиков должны были обнаружить при комплексной проверке ракеты-носителя на заводе и на «Байконуре», – указал источник, намекая на безалаберность системщиков из московского ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина».
Кто-то, может, и проглотит эту чушь, но человек, когда-то связанный с производством сложной техники, просто не поверит. Потому что невозможно неправильно подключить датчик. И вообще ни один кабельный разъем в ракете-носителе. Попытаюсь популярно объяснить тем, кто далек от техники.
Посмотрите на тыльную сторону любого системного блока компьютера. Там вы увидите воткнутые кабели электропитания, монитора, клавиатуры и т.д. Вытащите кабель монитора, переверните соединительную колодку и попытайтесь вставить на прежнее место. Ничего у вас не получится. А теперь попробуйте вставить этот разъем поочередно во все, какие только есть на системном блоке. Результат будет тот же. То есть каждый кабель можно вставить исключительно в предназначенное для него место. Это исключает возможность ошибок.
В ракете все устроено точно так же. Каждый разъем можно вставить только в единственно предназначенное для него гнездо и только в одном положении. Соединить датчик неправильно – невозможно!
Отказ датчика, тем более двух – вещь редкая. Но всяко случается, поэтому подобные системы дублированы. Отказал основной датчик – включился запасной или дополнительный. Да и не нужна на первых секундах полета ориентация. Двигатели просто толкают ракету вверх.
А главное – система управления не может быть причиной пожара внутри ракеты. Но на видеозаписи мы видим, что ракета разваливается, падая, и пламя полностью охватило ее изнутри. Даже головная часть полыхает. Насчет источника пламени гадать особо не приходится – это двигатели первой ступени и утечка компонентов топлива из баков. А это все изготавливает ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Заметим, что сотрудники Центра занимают ведущие места в комиссии по расследованию.
Двигатели «Протона» на взлете дают ровную струю голубого пламени. Это прекрасно видно на старых видеозаписях. А вот на тех, что сделаны в последние год-два, в голубой поток выбрасывается язык красного пламени с дымком. Но быстро исчезает, и полет идет нормально. Получается, брак стал регулярным, но раньше проносило, а в этот раз не обошлось.
Накануне на заседании комиссии глава Роскосмоса Владимир Поповкин озвучил версию, точно так же предварительно вброшенную анонимным источником. Тем самым сделав ее официальной. Суть в следующем: отрыв ракеты-носителя от площадки произошел раньше положенного на 0,4 секунды, когда двигатели еще не вышли на режим. И система управления, установив, что двигатели работают не на полную мощность, героически увела ракету в сторону, дабы не разрушить стартовую площадку, которая в сотни раз дороже «Протона».
То есть состоялась очередная попытка выставить всех нас дураками. Не знаю, насколько сам Владимир Поповкин поверил в эту чепуху, но вице-премьеру Дмитрию Рогозину, видимо, такое объяснение не понравилось. Глупость этой версии в том, что при недостатке мощности двигателей ракета с места не двинется. Школьный курс физики: чтобы сдвинуть тело, требуется усилие, равное массе тела. Как-то так. А чтобы поднять ракету в 600 тонн, требуется усилие не менее 600 тонн. И если двигатели не вышли на полную мощность, а ракета пошла вверх, значит, помимо основных двигателей появилась какая-то дополнительная тяга. Например, в результате утечки компонентов топлива, дополнительно сгорающего под торцом ракеты. И поступающего в пустоты корпуса ракеты, в результате чего она изнутри вся заполыхала до самой головной части. Как ни крути, а все проблемы идут от двигателей, трубопроводов и баков. А это работа «хруников».
Сейчас произошел анонимный вброс обвинения в адрес пилюгинцев. Если это проглотят (а СМИ версию тупо повторят, тут сомневаться нечего), значит, всех собак навешают на изготовителей системы управления. Кого-то уволят, и Поповкин посадит на шею пилюгинским своего человечка. Который ничего не смыслит в деле, зато знает, как правильно распределить бюджет. А катастрофы «Протонов» будут продолжаться.
Виктор Мясников