Специалисты ЦАГИ завершили первый этап
исследований аэродинамики новой космической головной части,
предназначенной для доставки научно-экспериментального модуля на
международную космическую станцию (МКС) на ракетоносителе "Протон-М".
Испытания проводились в сверхзвуковой аэродинамической трубе Т-109 ЦАГИ.
Заказчик работ - РКК "Энергия". Размеры нового модуля не соответствуют стандартным габаритам
космических головных частей ракетоносителя "Протон". Задача ЦАГИ в этом
проекте - исследовать аэродинамику новой головной части в широком
диапазоне скоростей.Предварительные исследования были проведены в 2012 году на малой
модели (масштаб 1: 80) в аэродинамических трубах ЦНИИМАШ. Испытания в
ЦАГИ проходят на модели, выполненной в масштабе 1:20.Программа первой части исследований была осуществлена в
аэродинамической трубе Т-109 в декабре 2013 - январе 2014г. В настоящее
время аэродинамические испытания модели проходят в трансзвуковой АДТ
Т-128. В дальнейшем ученым ЦАГИ предстоит обработать и проанализировать
полученные результаты.
"В результате проведенных испытаний мы определим силы и моменты,
действующие на космическую головную часть в составе ракеты. Кроме того,
будет получено распределение давления в интересующих точках на модели и
проведено исследование пульсаций давления - т.е. характеристик
нестационарности обтекания. Эту информацию мы должны получить в широком
диапазоне чисел Маха (от М=0,6 до М=3,3). Полученная информация ляжет в
основу базы данных по аэродинамике новой головной части ракеты "Протон",
- прокомментировал начальник отдела аэротермодинамики высокоскоростных
ЛА ЦАГИ д.ф-м.н Сергей Дроздов. Работы по созданию научно-энергетического модуля (НЭМ) для МКС
начаты в РКК "Энергия" в декабре 2012 г. Запуск НЭМ на орбиту
планируется в 2017-2018 годах. |