Космическая техника СССР - России Четверг, 28.03.2024, 12:14

Главная » 2013 » Март » 6 » Новые результаты проекта «Спектр-Р»/«РадиоАстрон»
Новые результаты проекта «Спектр-Р»/«РадиоАстрон»

В рамках ранней научной программы миссии «РадиоАстрон» изучались три группы космических объектов: квазары - ядра далеких галактик, пульсары - нейтронные звезды нашей галактики, мазеры - области образования звезд в нашей галактике. В начале 2013 года получены новые важнейшие результаты.

«РадиоАстрон» и рекорды

С помощью проекта «РадиоАстрон» удалось побить все мировые рекорды по угловому разрешению, реализовав самый зоркий глаз за всю историю. Интерференционные сигналы от далеких ультракомпактных галактик уверенно зарегистрированы на базе Земля-Космос до 20 диаметров Земли! В частности, удалось побить рекорд, поставленный в 2012 году наземным интерферометром при наблюдениях на волне 1.3 мм. Достигнуто угловое разрешение в 40 микросекунд дуги.

Рис. 1: Рекордные обнаружения ультракомпактных ядер активных галактик в проекте «РадиоАстрон».

На традиционной диаграмме представлена величина отклика в зависимости от запаздывания (delay) и частоты интерференции (fringe rate).

Слева - квазар 3C273, диапазон 18 см, база интерферометра 13.5 диаметров Земли, РадиоАстрон-Аресибо/США, 20 января 2013 г.

В центре - активная галактика BL Lacertae, диапазон 6 см, база интерферометра 19 диаметров Земли, РадиоАстрон-Эффельсберг/Германия, 28 ноября 2012 г.

Справа - квазар 3C273, диапазон 1.3 см, база интерферометра 8 диаметров Земли, РадиоАстрон-GBT/США, 2 февраля 2013 г.

«РадиоАстрон» и межзвездная среда

Современная теория межзвездной плазмы в нашей галактике предсказывала, что длинноволновое радиоизлучение от пульсаров и квазаров будет размываться и, в результате, «РадиоАстрон» не сможет зарегистрировать от них сигналы на больших наземно-космических базах для длин волн 18 и 92 см. Результаты полностью опровергли это предсказание (см. рисунки 1 и 2), разойдясь с теорией в 10100 раз!

Это открытие полностью меняет существующее понимание структуры межзвездной плазмы в нашей галактике.

Рис. 2: Структура интерференционного отклика далекого пульсара В0329+55, находящегося на расстоянии 6 тысяч световых лет.

Для источника, не подвергшегося эффектам рассеяния, на представленной диаграмме должен быть единственный пик. На самом деле наблюдается тесный ансамбль интерференционных откликов, каждый из пиков которого соответствует интерференции лучей, прошедших через свою комбинацию преломлений на неоднородностях плазмы.

«РадиоАстрон»  и галактическая вода

Обнаружено мазерное излучение воды от ультракомпактного облака, размером 8 диаметров Солнца, в области формирования массивных звезд W3IRS5, расположенной на расстоянии 5.5 тысяч световых лет в спиральном рукаве Персея нашей галактики (см. рисунки 3 и 4).

Этот результат позволит ученым лучше понять процесс образования массивных звезд.

Рис. 3: Интерференционный отклик от области звездообразования W3IRS5 по наблюдениям РадиоАстрон с испанским телескопом Йебес.

По вертикальной оси: амплитуда коррелированного сигнала. Горизонтальные оси: остаточные величина частоты интерференции и спектральная частота.

Рис. 4: Интерференционный отклик от области звездообразования W3IRS5 по наблюдениям РадиоАстрон с польским телескопом Торунь.

Пресс-служба Роскосмоса и АКЦ Физического института им. П.Н.Лебедева Российской академии наук (АКЦ ФИАН)