Научно-технический совет «Роскосмоса» накануне утвердил проект ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара А5В»
Проект по созданию самой мощной ракеты в российской истории — «Ангара А5В» — представят на утверждение Владимиру Путину. Об этом «Известиям» сообщили в госкорпорации «Роскосмос».
— Научно-технический совет госкорпорации «Роскосмос» рассмотрел и поддержал проект по созданию ракеты-носителя «Ангара А5В», — заявили в пресс-службе госкорпорации. — В ближайшее время проект будет представлен президенту России для утверждения.
Президент России утверждает только самые крупные проекты космической отрасли, масштаб которых делает их политическими. Например, Владимир Путин лично санкционировал начало строительства космодрома Восточный в Амурской области.
Традиция утверждения первыми лицами государства самых амбициозных космических проектов существует и в других странах: президент США Джон Кеннеди в 1961 году отдавал распоряжение о старте лунной программы, а Барак Обама в 2010 году принимал решение о сворачивании программы NASA — Constellation, — конечной целью которой был полет на Марс.
«Ангара А5В» — проект сложный и дорогостоящий. Цель создания носителя — доставить российских космонавтов на Луну в районе 2030 года. По смете, представленной «Роскосмосом» весной прошлого года, бюджет ОКР «Амур», предусматривающей создание ракеты, составлял 96,189 млрд рублей. Но это деньги на этапе 2016–2025 годов, заложенные в Федеральную космическую программу (ФКП). Часть средств нужно будет выделять в рамках ФКП следующего этапа, так как первый старт новой ракеты запланирован на период после 2025 года, а часть — в рамках ФЦП «Развитие космодромов».
Грузоподъемность «Ангары А5В» составит 38 т полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (высотой порядка 200 км) при условии использования в ее составе разгонного блока с кислородно-водородной ступенью. Это, конечно, маловато для настоящей «лунной ракеты». Для сравнения: самой мощной ракетой в истории до сих пор остается Saturn-5 Вернера фон Брауна, которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т груза. Saturn-5 создавалась специально для реализации американских лунных миссий. Создаваемый сейчас американской корпорацией Boeing новейший ракетный комплекс сверхтяжелого класса SLS ориентирован на вывод 70 т, в перспективе конструкция носителя позволит увеличить грузоподъемность до 130 т.
Среди отечественных систем «Ангара А5В» тоже не станет рекордсменом, потому что грузоподъемность системы «Энергия», создававшейся для вывода на орбиту челнока «Буран», составляла 100 т.
Относительно невысокая грузоподъемность «Ангары А5В» предопределила довольно сложную идею организации лунной экспедиции, которую планирует «Роскосмос». Речь идет о четырехпусковой схеме. Выглядит она так: сначала ракета «Ангара А5В» стартует с лунным посадочным модулем и его межорбитальным буксиром (его задача — выдать импульсы, позволяющие модулю сойти с орбиты Земли и направиться на орбиту Луны). Затем вторым запуском на орбиту выводится еще один межорбитальный буксир, он стыкуется с посадочным лунным модулем, и эта связка направляется на лунную орбиту. Третьим пуском на орбиту выводится основной космический корабль с экипажем, и последним, четвертым, — еще один межорбитальный буксир для стыковки с ПТК. Состыковавшись с буксиром, ПТК направляется на орбиту Луны, где произведет стыковку с посадочным модулем.
Плюс такой схемы в том, что можно не строить чудовищных размеров ракету специально под лунную программу. В то же время сама миссия становится более рискованной: стоит одному пуску из четырех оказаться неудачным — и всё срывается.
По словам члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина, использование водородного топлива в составе «Ангары А5В» потребует высочайшей надежности на всех этапах производства и обслуживания ракетного комплекса.
— У водородных двигателей есть достоинства, есть недостатки, — говорит Ионин. — С точки зрения удельного импульса пара водород–кислород является наиболее эффективными компонентами для жидкостного ракетного двигателя. Но недостаток водородного топлива в том, что время его использования ограничено — можно дать только первый разгонный импульс. Водородные технологии требуют создания сложной и дорогостоящей инфраструктуры на космодроме. За счет этого водородный двигатель можно рассматривать как весомый стимул к развитию технологий.
Иван Чеберко